Найти тему
Realist Media

Как компаниям реагировать на коронавирус

McKinsey&Company в исследовании «Коронавирус COVID-19: Факты и предположения» проанализировал последствия для экономики, бизнеса и занятости, а также рассказал, как компаниям реагировать на возникнувшие проблемы для защиты своих сотрудников и преодоления неопределенной ситуации в связи с пандемией коронавируса. Realist Media публикует основные меры, которые стоит рассмотреть в ответ на COVID-19.

Защита сотрудников

Эксперты советуют следовать рекомендациям органов здравоохранения, например, CDC и ВОЗ. Ознакомьте сотрудников с рекомендациями по охране здоровья в связи со вспышкой коронавирусной инфекции, а также отложите командировки и деловые поездки сотрудников в страны, где есть риск передачи вируса.

Затем выделите основные направления работы в борьбе с последствиями вируса: 

1) сотрудники, 

2) финансовое стресс-тестирование и план действий в чрезвычайных ситуациях, 

3) цепь поставок, 

4) маркетинг и продажи.

Для каждого направления необходимо составить четкий план работы в кризисной ситуации, а также обозначить четкие цели. Также важно обеспечить дисциплину и не допускать распространение паники. Эксперты настоятельно рекомендуют отказаться от “встреч ради встреч” и по возможности проводить рабочие планерки и собрания удаленно.

Финансовое стресс-тестирование и план действий в чрезвычайных ситуациях

Определите основные сценарии, по которым может развиваться ваш бизнес в сложившейся ситуации, включая глобальное замедление вплоть до приостановки всех процессов. Затем обозначьте, что именно может повлиять на доход и затраты для вашей компании. Для каждого сценария проанализируйте возможные пути развития. Изучите денежные потоки, продумайте, за счет чего можно снизить затраты, предусмотрите оптимизацию портфеля за счет продажи, слияния и поглощения компании.

Также важно позаботиться о своих клиентах в сложившейся ситуации. Например, аннулировать систему штрафов за отмену бронирования, отказаться от дополнительных сборов, ввести гибкие модели бронирования и возврата. Подумайте о сохранении лояльности клиентов, например, введите систему премиальных скидок и пакетов лояльности.

Цепочка поставок и план практики с топ-командой

Если говорить про маркетинг и продажи, то в первую очередь, необходимо спланировать распределение запасов продукта, предусмотреть краткосрочные изменения цен и запустить программы скидок и акций. Это меры первой необходимости. Для среднесрочного планирования необходимо заложить бюджет на таргетирование приоритетных сегментов продукта или услуг с долгосрочным ростом. Наконец, продумайте онлайн-стратегию, скорее всего вам придется переориентироваться в сторону цифровых технологий: из-за эпидемии сильно вырос онлайн-спрос.

Очень важно подготовить команду и переориентировать работу компании в кризисной ситуации. Владельцу важно выступить единоличным лидером, который воодушевит и поведет за собой команду. Каждому члену топ-менеджмента необходимо распределить роли и зоны ответственности. И наконец, самое важное - избегайте эффекта “слона в комнате”, когда вы и ваша команда игнорируете очевидные изменения на рынке и в экономике, которые безусловно вас касаются. Необходимо осознать масштаб проблемы и начать адаптироваться под меняющуюся ситуацию. 

Действия по цепочке поставок в ответ на COVID-19 можно разделить на немедленное реагирование сроком 2-4 недели, и промежуточный срок (2 месяца).

Первый этап немедленного реагирования складывается из следующих факторов: 

1.Определите основные риски поставщиков.

2.Подумайте, что может выступить буфером между запасами и местоположением продукта, а также источника поставок. Это поможет контролировать и минимизировать степень риска.

3.Спланируйте возможные финансовые и операционные последствия длительной приостановки деятельности компании. 

4. Определите основные источники поставок, чтобы понять серьезность риска. Продумайте, с какими альтернативными поставщиками вы можете сотрудничать в сложившейся ситуации.

5. Проанализируйте логистику, возможно придется пересмотреть способ транспортировки, чтобы сократить время пополнения запасов и заранее забронировать авиа и ж/д перевозки.

6. Оптимизируйте производство, определив наибольшую маржу и альтернативную стоимость продукта.

В промежуточный срок (2 месяца) важно:

Постоянно совершенствовать стабильность поставок. Это можно сделать благодаря оценке альтернативных вариантов поставок, расчету дополнительных затрат из- за логистики, тарифов, роста курса валют и как следствие цен. Немаловажно актуализировать, какой спрос есть сейчас на ваш продукт на рынке, чтобы реально смотреть на ситуацию, обеспечить поддержку средних и малых поставщиков, а также оценить региональные риски.

Рекомендуется проектировать устойчивые цепочки поставок на будущее. Для этого важно просчитывать риски цепочек поставок, оцифровать процесс и инструменты для отслеживания спроса на ваш продукт или услуги. Устойчивости также добавит запуск нового дизайна сети поставок, оптимизация процессов и инструментов антикризисного управления, а также ведения документации и соответствующей отчетности. 

Выстроить отношения сотрудничества с партнерами. В этом случае необходимо так или иначе взаимодействовать с госорганами для изучения потенциальных налоговых льгот, а также активно привлекать инвесторов и заинтересованных лиц для повышения прозрачности деятельности вашей компании и получения помощи.