В новых реалиях, когда все культурные институции временно закрыты, а встревоженные москвичи жаждут найти утешение в искусстве, пригодится подборка онлайн-трансляций от театрального критика Аллы Шендеровой. Важные премьеры или архивные шедевры – выбирать вам.
Даже если на вопрос «Когда вы последний раз были в театре?» вы отвечаете «никогда», карантин дает уникальный шанс все поправить. Театры (например, Метрополитен-опера) спешно переходят в онлайн-формат и транслируют премьеры, которые мы иначе вряд ли увидели бы, тем более бесплатно. Тут, конечно, кроется серьезный финансовый вопрос: нам эти театры делают хорошо, а себе – не очень (по последним новостям, в той же Метрополитен уже идут сокращения). Но давайте все же подумаем немного о себе, ведь вынужденный отпуск лучше провести с пользой.
В этом материале я расскажу о новых спектаклях, которые сегодня играют при пустом зале – ради онлайн-трансляций, и напомню про сайты, где традиционно накапливаются архивные шедевры. И, кстати, перед просмотром советую вам нарядно одеться, открыть вино и коробку конфет (сыр и фрукты – по выбору). После чего можно позвонить друзьям и устроить общий просмотр через Hangouts Meet.
Драматические премьеры и спектакли последнего времени
Театр на Таганке
3 апреля Театр на Таганке под руководством Ирины Апексимовой показывает свой последний хит – спектакль «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий и художник Галя Солодовникова дают публике то, чего ей в театре так не хватает: яркую, острую, иногда на грани фола форму; дарят радость прямого общения с персонажами, то и дело отправляя актеров в зал, и в меру нагружают текст культурными отсылками. Этот стильный и довольно сложно устроенный спектакль рассказывает о примитивных существах и подначивает публику на столь же примитивные реакции. Но вы не поддавайтесь! Главное – досмотрите до конца, и… И поймете, что, как только кончится карантин, надо покупать билет и бежать смотреть этот спектакль еще раз.
А еще до «Тартюфа» 28–29 марта можно посмотреть «Снегурочку» – премьерный спектакль Дениса Азарова по классической пьесе Островского. Режиссера мы знаем начиная с необычной обэриутской «Елки у Ивановых» в «Гоголь-центре». Снегурочку сыграет пластичная Дарья Авратинская, бесстрашная прима новой «Таганки» (это она появляется в «Тартюфе» в гриме и костюме персонажа «Семейки Аддамс»). Трансляции будут идти на сайте театра.
«Практика»
22 марта «Практике» покажет онлайн-премьеру спектакля Александра Алябьева «Созвездия». Это проект «Мастерской Олега Кудряшова», выпускники и студенты которого много сотрудничают с «Практикой». Среди недавних премьер – «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании» Григория Добрыгина. Камерные «Созвездия» по пьесе британского драматурга Ника Пэйна ставит тоже кудряшовец со стажем – Александр Алябьев (участник и даже соавтор нескольких постановок Ивана Вырыпаева). В спектакле два исполнителя: уже известная завсегдатаям «Практики» Елизавета Янковская и один из самых модных актеров «Гоголь-центра» Александр Горчилин. Они сыграют историю пары, запутавшейся в теории струн и в собственных отношениях. Во время спектакля можно совершить экскурсию в квантовую вселенную, где каждый поступок героев существует в нескольких вариантах одновременно. Посмотреть трансляцию «Созвездий» можно в «Яндекс.Эфире». Начало – 22 марта в 21:00 по московскому времени. Запись будет доступна для просмотра еще сутки.
«Сатирикон»
27 марта, в Международный день театра, «Сатирикон» покажет онлайн свою премьеру – спектакль молодого режиссера Владимира Жукова по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», гремевшей во времена перестройки. Главную роль – училку Елену Сергеевну, над которой глумятся ее повзрослевшие питомцы, – сыграет роскошная Наталья Вдовина, а учеников – студенты. Из учебного театра ВШСИ (Высшая школа современного искусства) и будет идти трансляция. Запись будет доступна здесь.
Мобильный художественный театр
Тот самый театр, что предлагает зрителям совершать прогулки по Москве (а с недавнего времени и по Петербургу) в наушниках, до 23 марта открыл бесплатный доступ ко всем своим проектам. Так что у вас есть возможность сидя дома или выйдя в маске за хлебом слушать семь аудиопостановок. Начать стоит с номинированных на «Золотую маску» «1 000 шагов с Кириллом Себеренниковым», в которых голос режиссера проведет вас по воображаемой Пречистенке и ее окрестностям. Все спектакли будут доступны для скачивания в приложении МХТ в App Store или Google Play.
Электротеатр Станиславский
Театр планирует показать трансляции семи спектаклей. Среди них – оперный сериал «Сверлийцы» по одноименному роману самого Бориса Юхананова, музыку к которому писали лучшие композиторы и, что уж скрывать, живые классики. Если вы хотите понять почему, скорее смотрите и слушайте записи. В «Сверлийцах» пять частей, у каждой – свой композитор. Кроме них, стоит посмотреть «Стойкий принцип», поставленный Юханановым по философской драме Педро Кальдерона «Стойкий принц» и пушкинскому «Пиру во время чумы». Меню трансляций постоянно обновляется: теперь в нем есть еще и лекции, и паблик-токи, которые проходят в фойе. Расписание смотрите здесь.
Александринский театр
21–22 марта питерская «Александринка» запускает цикл бесплатных трансляций в режиме реального времени в сотрудничестве с онлайн-платформой «Триколор». Начнут с премьеры спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера – ее покажут в прямом эфире. Не впервые сотрудничающий с русскими актерами Терзопулос – тот самый греческий режиссер, благодаря которому мир возобновил традицию Театральных олимпиад. В юности он стажировался у Хайнера Мюллера в «Берлинер ансамбле» (а тот, как мы помним, продолжал традиции Бертольда Брехта). Кроме Брехта и античности, Мюллер сильно интересовался историей СССР, так что «Маузер» написан по мотивам одной из частей «Тихого Дона» Шолохова. Помимо него, в пьесе есть мотивы «Конармии» Бабеля. Напоследок уточним, что Терзопулос умеет любой сюжет довести до античного накала. Так что в «Маузере» будут герои и хор. Посмотреть спектакль можно в онлайн-проекте «Большой эфир» в приложении «Триколор кино и ТВ», которое можно скачать в App Store и Google Play. Другие спектакли «Александринки» доступны здесь.
Каммершпиле
Пока вы читаете этот материал, на сайте мюнхенского театра Каммершпиле уже со вчерашнего вечера открыта запись феерических «Трех сестер» в постановке Сьюзан Кеннеди. Запись провисит до 21:00 20 марта. После нее обещают так же, на сутки, выложить какой-то другой хит Каммершпиле. Напомним, что у Кеннеди действие пьесы Чехова происходит в цифровой реальности, в которой, так или иначе, живет сегодня каждый из нас. «Через 200–300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» – реплика Вершинина, раздающаяся из неонового прямоугольника, напоминающего громадный монитор, вызывает у публики смех и ужас одновременно. Думаю, это самый актуальный спектакль для просмотра на карантине. Не забудьте, что при просмотре можно включить английские субтитры.
Rimini Protokoll
Аттракцион невиданной щедрости продолжает группа Rimini Protokoll, открывшая доступ ко многим своим хитам. Напомню, что этот немецко-швейцарский проект создан Штефаном Кэги и его коллегами, умеющими превращать в театр все, до чего они дотронутся. Если вам интересно, как в спектакль превращается социологический опрос, начните просмотр с «100 % Париж». Заодно поймете кое-что про характер обитателей туристической Мекки. Если же вы мучаетесь вопросом, может ли робот очеловечиться и что у него болит, начните со «Зловещей долины» (Uncanny Valley). Все записи здесь.
В ближайшее время обзор дополнится подборкой лучших оперных трансляций.