Найти тему
Сити x M24

Театр онлайн: путеводитель по лучшим трансляциям спектаклей

В новых реалиях, когда все культурные институции временно закрыты, а встревоженные москвичи жаждут найти утешение в искусстве, пригодится подборка онлайн-трансляций от театрального критика Аллы Шендеровой. Важные премьеры или архивные шедевры – выбирать вам.

Даже если на вопрос «Когда вы последний раз были в театре?» вы отвечаете «никогда», карантин дает уникальный шанс все поправить. Театры (например, Метрополитен-опера) спешно переходят в онлайн-формат и транслируют премьеры, которые мы иначе вряд ли увидели бы, тем более бесплатно. Тут, конечно, кроется серьезный финансовый вопрос: нам эти театры делают хорошо, а себе – не очень (по последним новостям, в той же Метрополитен уже идут сокращения). Но давайте все же подумаем немного о себе, ведь вынужденный отпуск лучше провести с пользой.

В этом материале я расскажу о новых спектаклях, которые сегодня играют при пустом зале – ради онлайн-трансляций, и напомню про сайты, где традиционно накапливаются архивные шедевры. И, кстати, перед просмотром советую вам нарядно одеться, открыть вино и коробку конфет (сыр и фрукты – по выбору). После чего можно позвонить друзьям и устроить общий просмотр через Hangouts Meet.

Драматические премьеры и спектакли последнего времени

Театр на Таганке

Спектакль «Lё Тартюф. Комедия». Фото: Театр на Таганке
Спектакль «Lё Тартюф. Комедия». Фото: Театр на Таганке

3 апреля Театр на Таганке под руководством Ирины Апексимовой показывает свой последний хит – спектакль «Lё Тартюф. Комедия». Режиссер Юрий Муравицкий и художник Галя Солодовникова дают публике то, чего ей в театре так не хватает: яркую, острую, иногда на грани фола форму; дарят радость прямого общения с персонажами, то и дело отправляя актеров в зал, и в меру нагружают текст культурными отсылками. Этот стильный и довольно сложно устроенный спектакль рассказывает о примитивных существах и подначивает публику на столь же примитивные реакции. Но вы не поддавайтесь! Главное – досмотрите до конца, и… И поймете, что, как только кончится карантин, надо покупать билет и бежать смотреть этот спектакль еще раз.

А еще до «Тартюфа» 28–29 марта можно посмотреть «Снегурочку» – премьерный спектакль Дениса Азарова по классической пьесе Островского. Режиссера мы знаем начиная с необычной обэриутской «Елки у Ивановых» в «Гоголь-центре». Снегурочку сыграет пластичная Дарья Авратинская, бесстрашная прима новой «Таганки» (это она появляется в «Тартюфе» в гриме и костюме персонажа «Семейки Аддамс»). Трансляции будут идти на сайте театра.

«Практика»

Спектакль «Созвездия». Фото: театр «Практика»
Спектакль «Созвездия». Фото: театр «Практика»

22 марта «Практике» покажет онлайн-премьеру спектакля Александра Алябьева «Созвездия». Это проект «Мастерской Олега Кудряшова», выпускники и студенты которого много сотрудничают с «Практикой». Среди недавних премьер – «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании» Григория Добрыгина. Камерные «Созвездия» по пьесе британского драматурга Ника Пэйна ставит тоже кудряшовец со стажем – Александр Алябьев (участник и даже соавтор нескольких постановок Ивана Вырыпаева). В спектакле два исполнителя: уже известная завсегдатаям «Практики» Елизавета Янковская и один из самых модных актеров «Гоголь-центра» Александр Горчилин. Они сыграют историю пары, запутавшейся в теории струн и в собственных отношениях. Во время спектакля можно совершить экскурсию в квантовую вселенную, где каждый поступок героев существует в нескольких вариантах одновременно. Посмотреть трансляцию «Созвездий» можно в «Яндекс.Эфире». Начало – 22 марта в 21:00 по московскому времени. Запись будет доступна для просмотра еще сутки.

«Сатирикон»

Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Фото: театр «Сатирикон»
Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна». Фото: театр «Сатирикон»

27 марта, в Международный день театра, «Сатирикон» покажет онлайн свою премьеру – спектакль молодого режиссера Владимира Жукова по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», гремевшей во времена перестройки. Главную роль – училку Елену Сергеевну, над которой глумятся ее повзрослевшие питомцы, – сыграет роскошная Наталья Вдовина, а учеников – студенты. Из учебного театра ВШСИ (Высшая школа современного искусства) и будет идти трансляция. Запись будет доступна здесь.

Мобильный художественный театр

Фото: Валерий Шарифуллин/ТАСС
Фото: Валерий Шарифуллин/ТАСС

Тот самый театр, что предлагает зрителям совершать прогулки по Москве (а с недавнего времени и по Петербургу) в наушниках, до 23 марта открыл бесплатный доступ ко всем своим проектам. Так что у вас есть возможность сидя дома или выйдя в маске за хлебом слушать семь аудиопостановок. Начать стоит с номинированных на «Золотую маску» «1 000 шагов с Кириллом Себеренниковым», в которых голос режиссера проведет вас по воображаемой Пречистенке и ее окрестностям. Все спектакли будут доступны для скачивания в приложении МХТ в App Store или Google Play.

Электротеатр Станиславский

Спектакль «Сверлийцы». Фото: Электротеатр Станиславский
Спектакль «Сверлийцы». Фото: Электротеатр Станиславский

Театр планирует показать трансляции семи спектаклей. Среди них – оперный сериал «Сверлийцы» по одноименному роману самого Бориса Юхананова, музыку к которому писали лучшие композиторы и, что уж скрывать, живые классики. Если вы хотите понять почему, скорее смотрите и слушайте записи. В «Сверлийцах» пять частей, у каждой – свой композитор. Кроме них, стоит посмотреть «Стойкий принцип», поставленный Юханановым по философской драме Педро Кальдерона «Стойкий принц» и пушкинскому «Пиру во время чумы». Меню трансляций постоянно обновляется: теперь в нем есть еще и лекции, и паблик-токи, которые проходят в фойе. Расписание смотрите здесь.

Александринский театр

Спектакль «Маузер». Фото: пресс-служба Александринского театра
Спектакль «Маузер». Фото: пресс-служба Александринского театра

21–22 марта питерская «Александринка» запускает цикл бесплатных трансляций в режиме реального времени в сотрудничестве с онлайн-платформой «Триколор». Начнут с премьеры спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера – ее покажут в прямом эфире. Не впервые сотрудничающий с русскими актерами Терзопулос – тот самый греческий режиссер, благодаря которому мир возобновил традицию Театральных олимпиад. В юности он стажировался у Хайнера Мюллера в «Берлинер ансамбле» (а тот, как мы помним, продолжал традиции Бертольда Брехта). Кроме Брехта и античности, Мюллер сильно интересовался историей СССР, так что «Маузер» написан по мотивам одной из частей «Тихого Дона» Шолохова. Помимо него, в пьесе есть мотивы «Конармии» Бабеля. Напоследок уточним, что Терзопулос умеет любой сюжет довести до античного накала. Так что в «Маузере» будут герои и хор. Посмотреть спектакль можно в онлайн-проекте «Большой эфир» в приложении «Триколор кино и ТВ», которое можно скачать в App Store и Google Play. Другие спектакли «Александринки» доступны здесь.

Каммершпиле

Спектакль «Три сестры». Фото: театр Каммершпиле
Спектакль «Три сестры». Фото: театр Каммершпиле

Пока вы читаете этот материал, на сайте мюнхенского театра Каммершпиле уже со вчерашнего вечера открыта запись феерических «Трех сестер» в постановке Сьюзан Кеннеди. Запись провисит до 21:00 20 марта. После нее обещают так же, на сутки, выложить какой-то другой хит Каммершпиле. Напомним, что у Кеннеди действие пьесы Чехова происходит в цифровой реальности, в которой, так или иначе, живет сегодня каждый из нас. «Через 200–300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной» – реплика Вершинина, раздающаяся из неонового прямоугольника, напоминающего громадный монитор, вызывает у публики смех и ужас одновременно. Думаю, это самый актуальный спектакль для просмотра на карантине. Не забудьте, что при просмотре можно включить английские субтитры.

Rimini Protokoll

Спектакль Uncanny Valley. Фото: Rimini Protokoll
Спектакль Uncanny Valley. Фото: Rimini Protokoll

Аттракцион невиданной щедрости продолжает группа Rimini Protokoll, открывшая доступ ко многим своим хитам. Напомню, что этот немецко-швейцарский проект создан Штефаном Кэги и его коллегами, умеющими превращать в театр все, до чего они дотронутся. Если вам интересно, как в спектакль превращается социологический опрос, начните просмотр с «100 % Париж». Заодно поймете кое-что про характер обитателей туристической Мекки. Если же вы мучаетесь вопросом, может ли робот очеловечиться и что у него болит, начните со «Зловещей долины» (Uncanny Valley). Все записи здесь.

В ближайшее время обзор дополнится подборкой лучших оперных трансляций.