Низменные земли Голландии издавна страдали от сильнейших затоплений, так как южная часть страны (примерно 26%) находится ниже уровня моря. Самая низкая точка находится в Зёйдпласпольдере (-7 метров).
Одной из самых трагических считается февральская природная катастрофа 1953 года.
Тогда штормовое поле протяженностью в тысячи километров вызвало громадную приливную волну, которая повысила уровень воды на 5,6-6 м. Потоп уничтожил 47300 сооружений, погибло 1836 человек. Традиционные средства защиты от катастрофических наводнений оказались неэффективными, было поручено разработать новую масштабную систему защиты он наводнений и штормов Deltawerken.
Работа в рамках проекта «Дельта» была закончена к 1997-м году. Общая длина основных дамб составила 2400 км, вспомогательных дамб построено 14080 км, возведено до 300 технологических конструкций.
Самой большой плотиной считается сооружение Остерсхелдекеринг между островками Норд-Бевеланд и Шувен-Дуйвеленд, длина ее составила около 9 км. Для сохранения экосистемы современный барьер получил 4 км секцию с огромными шлюзовыми механизмами, 60 раздвижных ворот которой закрываются при угрозе сильного шторма за 75 минут.
Сложности возникали с защитой крупнейших приморских городов. Требовалось создание подвижных плотин в дельте Рейна с повышенной пропускной способностью для Роттердама и других основных портов.
Решено было создавать огромные полукруглые плавучие ворота по обеим сторонам канала без ущерба для судоходства. На сегодня заградительный барьер Maeslantkering в виде парных круговых секторов считается крупнейшим движущимся сооружением планеты.
Вначале в доках смастерили створки длиной 210 м и высотой 22 м, а затем к ним прикрепили 237-метровые фермы. Строительство длилось 6 лет, подвижный барьер запущен в эксплуатацию 10 мая 1997 г. Ширина прохода для судов в канале при открытых створках составляет 360 м.
Скорость закрытия массивных дверей Maeslantkering составляет 2 часа. За два десятилетия этот механизм пришлось задействовать всего дважды, но тестовые испытание плавучего барьера проводят ежегодно накануне сезона штормов.
Невзирая на все преимущества системы Deltawerken, она не лишена недостатков. Перекрытие дамб спасает защищенные земли за ними, но приводит к затоплению низменных территорий перед воротами. Было решено уступить природе обратно часть земель, оборудовав пространство для экстренного сброса воды. Согласно новому плану некоторые сельхозугодия на территории ранее осушенных озер в период наводнений превращаются в водохранилища, а в спокойное время они являются красивыми парками для отдыха с пешеходными дорожками.
Кстати, не могу добавить о еще одной подвижной дамбе.
Подобное сооружение защищает и Санкт-Петербург, об этом я писал ранее — судопропускное сооружение С-1.
Пожалуйста, не забывайте ставить лайк 👍 и подписываться, если нравятся публикации.