В рамках 22-й Международной выставки РАППА ЭКСПО-2020, проходившей 12–14 марта в Москве на ВДНХ, были подведены итоги конкурса «Тематический парк развлечений глазами московских школьников», в котором учащиеся архитектурного профиля московской школы №1298 представили десять проектов парка будущего. Наш корреспондент посетила стенд выставки и побеседовала с координатором творческого конкурса, кандидатом наук, художником, преподавателем МХК в архитектурных классах школы №1298 «Профиль Куркино» Александром Коротичем о конкурсных работах и важности проектной деятельности в школе.
О конкурсе и конкуренции со взрослыми архитекторами
В творческом состязании, организаторами которого стали проектное бюро KarnetDesign (Нидерланды) и Российская ассоциация парков и производителей аттракционов (РАППА), участвовали дети от 3 до 16 лет. По мнению Александра Коротича, нет ничего удивительного в том, что свои проекты представили именно ученики школы №1298 – на базе этой образовательной организации работает детская архитектурная студия ФА-САД, а ее воспитанники регулярно получают дипломы различных творческих конкурсов и фестивалей архитектурно-дизайнерского направления.
Александр Владимирович, перед ребятами, а конкурсантами стали даже дошкольники, поставили недетскую задачу – спроектировать парки развлечений. Действительно ли работы детей могут составить конкуренцию проектам, авторами которых выступают опытные специалисты?
Владельцы парков развлечений и разработчики проектов сегодня испытывают серьезную нехватку идей и часто имеют проблемы с выбором тематики. При этом, к сожалению, наблюдается снобистское отношение серьезных архитекторов и дизайнеров к этому направлению. Дети же в теме, в парках развлечений им интересно и весело, они лучше взрослых могут рассказать, что для парка хорошо, а что − нет.
При этом в плане архитектуры большой пропасти между взрослыми и детьми нет. Архитектура как искусство на интуитивном уровне понятна всем, и дети порой генерируют гениальные идеи. Взрослым остается только помочь ребенку − поработать вместе с ним над реализацией, и получится готовый проект.
О проектной деятельности и архитектуре
Работа над подобными проектами − это скорее мотивация для школьников, чтобы они хотели и дальше заниматься архитектурой и дизайном, или нечто большее? Как реализуется проектная деятельность в вашей школе?
Российское образование имеет, на мой взгляд, большой недостаток – инфантилизм. В школьной программе не хватает предметов, предполагающих придумывание чего-либо, таких как робототехника, дизайн, скульптура. Иными словами, дети несамостоятельны, а содержание школьных программ мало связано с реальной жизнью.
Сейчас наблюдается поворот всей средней школы в сторону проектной деятельности. Многие образовательные организации внедряют у себя программу «Инженерный класс», у нас этот профиль имеет экзотическое архитектурно-дизайнерское направление, в этом смысле мы флагманы. При этом архитектура и дизайн требуют креативности и изобретательности, и потому обучение проектированию должно проходить по индивидуальной траектории для каждого ребенка, так он лучше усвоит знания. Наши ученики в 5 классе самостоятельно выбирают профильное направление, а над заданиями работают по собственным маршрутам, учителям остается лишь направлять их.
Существует множество серьезных архитектурных студий, в которых проводятся занятия для детей. Однако в большинстве из них воспитанники, к сожалению, работают «под копирку», перенимая стиль и опыт педагогов. В студии ФА-САД все иначе – каждая детская работа отражает личность автора, а в проектах, созданных детьми под руководством преподавателей, сохраняется индивидуальность.
Неважно, какую профессию выберут ребята, творчество приводит в порядок сознание, делает ребенка изобретательным, гибким и эмоциональным. А это ценно для любого современного специалиста. Кроме того, ранняя довузовская профориентация − прекрасный повод к взрослению, воспитанию ответственности за свой труд.
Мне бы хотелось, чтобы и будущий президент России тоже был выпускником нашей архитектурной студии.
О финалистах и победителях конкурса
По условиям конкурса участникам нужно было создать проект тематической зоны площадью 2500-3000 кв. м, в которой присутствовали бы все элементы современного парка развлечений: аттракционы, концертные площадки, кассы по продаже билетов, сувенирные магазины, фуд-корты, фотопоинты. Кроме того, школьники должны были придумать персонажей и элементы фирменного стиля для своих парков.
По словам Александра Коротича, все дети справились с заданием блестяще. Лучшие работы были представлены на выставке 12–14 марта на ВДНХ. Правда, награждение победителей конкурса организаторы решили перенести на более поздний срок. Но они все же были названы. Главный приз – безлимитный абонемент на аттракционы парка «Сказка» для каждого члена команды – достался авторам проекта «Клевер» (руководители − архитекторы Валерия Салихова и Ольга Кирпичева).
«Клевер», проект-победитель конкурса, возраст авторов: 12-16 лет
Проект отличается необычной планировкой. По замыслу авторов парк должен быть разделен на четыре тематические зоны в виде лепестков, которые разделены транспортной развязкой. Каждая секция парка связана с одной из четырех стихий: огнем, землей, воздухом и водой.
Александр Владимирович, а у вас лично есть любимые работы среди конкурсных проектов?
Есть одна. Ее авторы – самые юные участники, им от 3 до 8 лет. Ребята выбрали темой своего проекта сюжет интерактивной сказки «Жужа», которую я придумал больше 10 лет назад (серии добавляются и сегодня).
Что касается проектов более взрослых конкурсантов, мне они все нравятся, так что не хотелось бы кого-то особенно выделять. Мне кажется, что по замыслу они превосходят существующие в России тематические парки развлечений и вполне могли бы быть реализованы архитектурными бюро.
«ЖУЖИНцы», возраст авторов: 3-8 лет
«Петля времени», возраст авторов: 16 лет
«Вверх по радуге», возраст авторов: 4-10 лет
Wasteland, возраст авторов: 16 лет
«Парк мечты», возраст авторов: 11-12 лет
Редакция ActivityEdu поздравляет победителей конкурса и желает всем его участникам творческих успехов! На следующей неделе мы подробнее расскажем о проекте парка развлечений «Клевер», не пропустите!
Авторы фото: А. Лапина, А. Коротич
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.