Найти тему
Книгогрыз

Закупки с неопределенным объемом: за и против!

Очередные изменения 44-ФЗ в прошлом году позволили заказчикам закупать практически всё без указания определенного объёма!

Раньше список таких закупок был строго ограничен и касался медицинских, транспортных услуг и т.п.

Суть закупок  «с неопределенным объемом» в том, что заказчик указывает перечень товаров, работ, услуг, которые могут ему понадобиться в рамках данного контракта, начальную (максимальную) цену контракта и цену за каждую единицу из перечня товаров, работ, услуг. А затем при исполнении выбирает необходимые ему позиции в пределах цены контракта. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым.

Мы, например, проводим такие закупки для оказания услуг по перевозке пациентов и для оказания услуг по заправке картриджей. Особенно удобно с картриджами: если бы на каждый картридж был проставлен определенный объём, то могла бы возникнуть ситуация, при которой на некоторые картриджи контракт был бы уже исполнен, а на некоторые нет. Тогда на часть услуг пришлось бы делать дополнительную закупку.

Конечно, есть ситуации, при которых провести подобную закупку технически невозможно.

Например, при закупке ремонтных и строительных работ присутствует смета, которая содержит в том числе объем строительных работ. Поэтому закупки с неопределенным объемом в данном случае просто невозможны.

Или случается так, что максимальная цена за единицу товара при расчете настолько низкая (иногда даже меньше 1 копейки), что применить к ней пропорциональное снижение после проведения торгов попросту невозможно. Кстати, однажды я проводила расчёт цены для закупки на оказание медицинских услуг, при котором сумма начальных единиц за каждую позицию перечня превышала начальную (максимальную) цену контракта. ЕИС даёт запустить такую закупку, но выглядит это достаточно дико.

Ещё одно неудобство связано с тем, что при такой закупке нет возможности снизить цену товара при исполнении контракта или увеличить сумму контракта на 10% в связи с увеличением объёма (за неимением такового).

Кроме того, надо понимать, что в случае достаточно большого перечня поставляемой продукции (как, например, при осуществлении закупки технического обслуживания и ремонта техники и использованием запчастей исполнителя) возникают две проблемы:

Во-первых, заказчик рискует тем, что на торги попросту никто не придёт. Поскольку поставщику, претендующему на заключение контракта, нужно быть готовым поставить любую единицу из перечня продукции в указанные в контракте сроки, т.е. фактически иметь весь товар в наличии и держать его под возможные требования заказчика.

Во-вторых, для заказчика трудозатратно сформировать начальную (максимальную) цену контракта. Каждая единица из перечня должна быть обоснована с учетом методов определения начальной (максимально) цены. После этого все единицы перечня должны быть указаны в извещении на проведение закупки, что тоже занимает достаточно большое количество времени.

Резюмируя, каждый заказчик сам решает насколько приемлема и необходима для него такая закупка. Главное помнить, что любой контроллер может потребовать обоснование, почему конкретно для этой закупки невозможно определить объём)))

А вы практикуете подобные закупки в своей практике? Если да, то в каких областях?