Лесные детские сады - самые инновационные дошкольные образовательные учреждения Европы. Дети в возрасте от трех лет и старше получают возможность провести свой день в лесу играя друг с другом.
Личность человека получает свой фундамент в детстве. Благодаря постоянному пребыванию на природе дети интенсивно исследуют и познают окружающую среду, которая благотворно влияет на всю их жизнь. Природа - идеальное пространство для движения детей. "Лесные" дети ни в духовном, ни в физическом отношении не уступают сверстникам в обычных детских садах, и даже наоборот:
В социальном и физическом плане они превосходят "домашних детей". Ниже мы дадим вам представление о повседневной жизни детей, а также советы в организации лесного детского сада.
1. Общая Информация
С 1993 года лесные детские сады дополняют экологические образовательные учреждения в Германии. Они являются самой инновационной формой в этой области и позволяют уже в детском саду предоставлять детям доступ к лесу и природе.
Лесные детские сады-это, во-первых, обычные детские сады, где дети играют, учатся, мастерят, возятся и поют.
Отличие от обычного детского сада заключается в том, что лесной детский сад проводится на открытом воздухе, на солнце, ветре и другой погоде. Только в экстремальную погоду они находятся в помещении.
Лес - неисчерпаемый источник возможностей для игры, открытий и обучения благодаря своей структуре: от верхушек деревьев до упавших стволов, пригорков и скал до пещер и желобов, а также разнообразию своих материалов, таких как мох, камни, палки, семена и листья.
Следуя девизу "Что знаю - люблю и защищаю", Немецкая Ассоциация охраны дикой природы поддерживает эту идею всеми доступными ей средствами.
Корни лесных садов уходят далеко в прошлое. Еще 30 лет назад были созданы первые лесные детские сады в Дании, где они теперь являются частью педагогической повседневной жизни.
Вдохновленный этой концепцией, в 1993 году во Фленсбурге возник первый признанный немецкий лесной детский сад. Большой интерес средств массовой информации помог быстро распространить эту идею.
Между тем, существуют по всей стране около 1.500 лесных детских садов (2020). Здесь дети все утро проводят в лесу. Помимо леса, используются и другие природные пространства, поэтому сегодня дополнительно существуют так называемые природные и пляжные детские сады.
Текущие адреса вы можете получить в Федеральной ассоциации природных и лесных детских садов в Германии (BvNW).
2. Основная педагогическая идея
Личность человека получает свой фундамент в детстве. Природные и лесные детские сады особым образом укрепляют и стабилизируют развитие ребенка.
Благодаря постоянному пребыванию на природе дети переживают на собственном опыте глубокую взаимосвязь с ней. Этот опыт будет влиять на всю их дальнейшую жизнь. Они будут любить, уважать и защищать природу.
Лесные детские сады особым образом способствуют движению и физической активности детей. Даже дети с двигательными аномалиями могут особенно хорошо компенсировать свой дефицит в лесу.
Первичной воспитательной силой является сама природа. Неограниченное пространство, тишина и время (внешние рамки) адекватно помогают детям в развитии их эмоциональной стабильности, способности к концентрации и уравновешенности.
При непосредственном и постоянном контакте с природой дети практикуют осмотрительность и уважение к ней, развивается интерес к растениям, животным, земле и воде, чтобы в конечном итоге почувствовать себя на природе - как дома.
Отсутствие готовых игрушек стимулирует воображение и творчество. Природа предлагает богатые возможности игровых материалов и игрушек. Дети не потребляют готовое, а имеют возможность самостоятельно творить, постоянно приспосабливаться к новым ситуациям и находить для этого решения (по словам Моники Хепп-Хоппенталер).
Наконец, лесные детские сады обеспечивают противовес неуклонно сужающейся игровой и жизненной среде. Они противодействуют растущему отчуждению от природы и предлагают альтернативу "переживаниям" от просмотра телевидения, видео и компьютера через прямое взаимодействие с природой.
До сих пор нет общепринятой педагогической концепции для лесных детских садов. Различные педагогические подходы примерно соответствуют количеству детских садов. В то время как некоторые выдвигают на первый план важность опыта общения с природой, для других это подходящее пространство для развития личности и поощрения социального поведения. Третьи особенно высоко оценивают возможность двигательного обучения.
3. Один день в Лесном детском саду
Утром детей принимают на месте встречи, в зависимости от местных условий на постоянном объекте или прямо в лесу.
Там день начинается с общего утреннего круга и завтрака.
После завтрака можно мастерить из натуральных материалов, читать истории вслух или посто свободно резвиться, строить шалаш, играть в продавца и директора зоопарка или исследовать внутренности гнилого пня.
В полдень дети собираются в обратный путь, прощаются в завершающем круге, поют песенку, например про лес.
На месте встречи их забирают родители.
Только экстремальные погодные условия нарушают этот график, поэтому очень важно правильно одеть ребёнка.
4. Создание Лесных детских садов - общие сведения
Большинство лесных детских садов в Германии возникли в результате инициативы родителей, которые основали ассоциации. Между тем, муниципалитеты и общественные организации также являются спонсорами.
В стране не существует единых положений о создании лесных детских садов. За выдачу разрешения на деятельность отвечают государственные молодежные ведомства, которые предоставляют информацию о законах соответствующей Земли (Субъект Федерации в Германии. Примечание переводчика).
В нем есть требования охраны здоровья и гигиены, предупреждения несчастных случаев и организация охраны помещений. По сравнению с обычными детскими садами максимальный размер группы часто ограничивается 15 - 20 детьми, а необходимое количество и квалификация опекунов варьируются.
Органы по охране окружающей среды и лесные органы или владельцы лесов, которые выдают разрешение на использование, помогают в выборе подходящего участка леса.
После официального признания лесной детский сад может быть субсидирован в той же степени, что и обычные учреждения. Эксплуатационные расходы часто ниже по сравнению с обычными детскими садами, потому, что не нужно тратить деньги на ремонт здания, игрушки или мебель.
5. Как мне создать лесной детский сад? - практика
Создав лесной детский сад, вы берете на себя значительную часть социальной ответственности в своем сообществе. При всем обоснованном энтузиазме на начальном этапе, не забывайте, что лесной детский сад можно создать достаточно быстро только при поддержке заинтересованных родителей. Однако, быстрый «оборот» детей и, следовательно, родителей означает, что новые участники ассоциации будут меньше идентифицировать себя с сообществом. Они будут рассматривать его как "само собой разумеющееся", следовательно, вести себя не совсем как «первое поколение» с преданностью и энтузиазмом. Поэтому крайне важно, чтобы основа лесного детского сада была особенно прочной и долгосрочной, чтобы оправдать ожидания, возлагаемые на него в долгосрочной перспективе.
Подготовительные работы
На первом этапе создания лесного детского сада информация является самым важным фактором.
• Рекомендуется начать с создания круга надежных родителей-единомышленников. Как и в случае с любым другим фундаментом, предстоит проделать большую увлекательную и интересную работу. Разделите обязанности!
• Узнайте о повседневной работе существующих лесных детских садов и посетите несколько утренних занятий. Вы увидите на практике, как лесной детский сад работает, и получите ответы на практические вопросы, возникающие в повседневной жизни.
• Организуйте для круга заинтересованных родителей и детей лесные прогулки и небольшие мероприятия на природе. Таким образом, вы сами получите первое впечатление и опыт.
• Проверьте существующий диапазон мест для детских садов в вашем городе или районе: сколько мест есть, каков уровень заполняемости, каков прогноз развития количества детей с правом на место в детском саду? Соответствующие данные вы получите в муниципалитете. Они важны для того, чтобы оценить, будет ли и в какой степени сообщество готово поддержать ваш замысел.
• Подумайте, где целесообразно устроить лесной детский сад: какой участок леса хорошо доступен (возможно, даже на школьном автобусе), подходит ли структура леса, есть ли особые источники опасности, есть ли укрытие поблизости, каковы имущественные отношения?
• Проще всего использовать общественный, то есть государственный или муниципальный лес. Частные владельцы лесов довольно сдержанны, прежде всего, из-за вопросов ответственности. С другой стороны, государственные лесничества часто видят в лесных детских садах хороший вклад в их работу по связям с общественностью и с большей вероятностью поддержат вашу работу. Обратитесь к соответствующему руководителю участка и обсудите с ним этот вопрос; при необходимости обратитесь в соответствующее лесное ведомство.
• Проверьте возможности финансирования вашего бизнеса в детском саду: ожидаются ли гранты от муниципалитета, каково правовое регулирование государственных грантов, можно ли делать пожертвования, насколько велики должны быть взносы в детский сад, возможны ли доходы от праздников, ярмарок и т. д.
• Финансирование является решающим вопросом. Основная позиция расходов при этом - зарплата воспитателей. При всем энтузиазме родителей, опыт показывает, что без постоянных сотрудников не обойтись.
Информационные вечера
Приглашайте публику для информационных вечеров через официальные СМИ и соцсети. Соберите полезную информацию и статистику. Также желательно пригласить спикеров из существующих лесных детских садов: "Нет пророка в своём отечестве". Кроме того, внешние докладчики могут рассказать о положительном опыте функционирования лесного детского сада и помочь с каверзными вопросами.
Цель информационных вечеров должна заключаться в том, чтобы привлечь как можно больше серьезно заинтересованных сторон, которые также хотят зарегистрировать своих детей в лесном детском саду. Чем больше у вас детей, тем легче рассуждать, особенно по отношению к сообществу.
Устав
В преддверии создания клуба должен быть составлен устав. Рекомендуется переписать соответствующие наборы шаблонов для своих целей, чтобы соответствовать требованиям законодательства и избежать исправлений. При этом полезно приобрести книгу о создании клуба. Частично соответствующие информационные брошюры доступны на сайтах Министерства финансов или финансовых ведомств (в Германии. Примечание переводчика).
Создание ассоциации или другой формы общественной организации
(Информация актуальна для Германии, для регистрации юридического лица в РФ смотрите законы РФ - примечание переводчика).
Для создания ассоциации вам понадобится, по крайней мере, семь членов-учредителей и устав. На учредительном собрании зачитывается устав и при необходимости вносятся желаемые изменения. Затем учредительный протокол должен быть подписан членами-учредителями. В качестве дальнейшего шага должны быть выбраны члены совета директоров и аудиторы кассы.
Устав с учредительным протоколом подаются в соответствующий окружной суд для регистрации в реестре ассоциации.
В то же время в соответствующий налоговый орган должно быть подано заявление о некоммерческой деятельности. Это признание необходимо для получения пожертвований и соответствующего налогового обращения.
Разрешение на эксплуатацию
Лесной детский сад может начинать свою деятельность в качестве официального детского сада наравне с обычными детскими садами, если он получает соответствующую лицензию на эксплуатацию от государственного управления по делам молодежи. Необходимо заполнить различные анкеты, но это очень просто для лесного детского сада, поскольку информация о размерах комнаты, санитарных условиях и т. д., естественно, не требуется. В любом случае, должно быть положение о детском саде. В качестве шаблона может служить положение обычного детского сада.
Признание в качестве Träger freier Jugendhilfe (Носителя свободной молодежной помощи).
Гранты лесному детскому саду из государственных средств связаны с признанием учреждения "носителем свободной молодежной помощи". Соответствующее заявление должно быть направлено в местное управление молодежи.
Финансирование
Финансирование лесных детских садов обычно состоит из трех источников:
• Оплата за детский сад
• Общественное финансирование
• Государственное финансирование
Другие источники дохода, такие как пожертвования, членские взносы, доходы от фестивалей и т. д. - играют второстепенную роль.
Государственное финансирование регулируется законом. С другой стороны, поддержка со стороны муниципалитета является предметом переговоров и, таким образом, по сути является чистым подсчётом затрат и выгод. Поэтому необходимо тщательно изучить возможности финансирования, прежде чем приступить к работе.
Договоры/Контракты
Контракты служат юридическим гарантом для всех сторон. Поэтому желательно заключать соглашения, такие как финансовая поддержка со стороны муниципалитета, трудовые договора с воспитателями и соглашение об использовании лесной собственности. Это обеспечивает надежную основу и облегчает работу.