Найти тему
Все обо всем)

История комиксов: бронзовый век и современность (часть 5)

Как показали дальнейшие события, создатели комиксов, сделавшие ставку на более взрослую аудиторию, оказались правы. В частности, это подтверждает следующий период в истории комиксов, названный бронзовым веком (с начала 1970-х до середины 1980-х). Именно на молодежь (а не на детей) были рассчитаны некоторые черты персонажей, особенности развития истории, типичные проблемы, поднимавшиеся в сюжете.

Началом бронзового века в комикс индустрии принято считать гибель Стейси, подруги Человека-паука, – в детском издании такого быть просто не могло.

В The Amazing Spider-Man №121 (Июнь, 1973) Гвен погибает из-за ошибки Человека-Паука.
В The Amazing Spider-Man №121 (Июнь, 1973) Гвен погибает из-за ошибки Человека-Паука.

Что еще отличает бронзовый век? Marvel и DC продолжали конкурировать. Также в 1970 году Джек Кирби покинул Marvel, прекратив столь продуктивное совместное творчество со Стэном Ли, и переехал в округ Колумбия. Конкурс продолжается на уровне персонажа. В частности, у Marvel в то время была адаптация Конан-Варвара и Соломона Кейна, в то время как у DC была адаптация Беовульфа. Оба издателя создали своих героев из средневековья и более ранних времен, таких как Рыжая Соня (Marvel) или Военачальник (DC).

Обложки комиксов «Соломон Кейн» (Marvel) и «Беовульф» (DC)
Обложки комиксов «Соломон Кейн» (Marvel) и «Беовульф» (DC)

Интересно, что этот период характеризуется не только противостоянием двух гигантов, но и их сотрудничеством. В 1976 году свет увидел комикс «Супермен против удивительного Человека-паука: Битва века!» (Superman vs. the Amazing Spider-Man: The Battle of the Century!). В нем фигурировали как герои обоих издательств, так и антигерои – по сюжету Доктор Осьминог и Лекс Лютер решили сообща уничтожить своих заклятых врагов. Идея объединения персонажей пришлась по душе и компаниям, и публике, поэтому в дальнейшем было выпущено еще несколько подобных изданий.


Как и комиксы предыдущих эпох, публикации Бронзового века не могли содержать упоминаний о реальной жизни. В то время темы экологии, коррупции, политического беззакония, а также борьбы с вредными пристрастиями, прежде всего алкоголем и наркотиками, выходили на первый план. Комиксы поднимали вопросы расизма и угнетения национальных меньшинств, что привело к появлению героев с белой кожей (самая известная из них - Черная пантера). Все это довольно взрослые проблемы, которые вряд ли отразятся на работах для детей. Другим важным событием является пересмотр комиксов. Во-первых, с подачи Стэна Ли ссылка на наркотики была разрешена (но только отрицательно). Во-вторых, расширился круг сверхъестественных существ, которые могли быть введены в сюжет, благодаря чему, в частности, вернулись оборотни и вампиры. Кроме того, сцены, где подразумевалось насилие, перестали быть выхолощенными до уровня детей.

Отрывок из раннего "Капитана Америки", где Стиву Роджерсу по соображениям цензуры дают выпить сыворотку, вместо того чтобы вколоть ее шприцем (дабы не вызвать у детей интерес к наркотикам)
Отрывок из раннего "Капитана Америки", где Стиву Роджерсу по соображениям цензуры дают выпить сыворотку, вместо того чтобы вколоть ее шприцем (дабы не вызвать у детей интерес к наркотикам)

Эти два фактора повлияли на расширение жанровой палитры – она вновь обрела такие жанры, как ужасы или мистические истории. В течение нескольких лет они составляли вполне достойную конкуренцию историям про супергероев.


Дальнейшая периодизация истории комиксов провоцирует разногласия между исследователями. Таким образом, можно встретить версию, которая сразу после бронзового века начала современный период истории комиксов. Согласно другой точке зрения, с середины 1980-х до начала 2000-х годов мы можем выделить период, называемый в различных источниках железом или медью, а также темный век. Последний вариант относится к выпуску комиксов о Бэтмене в 1986 году. Возвращение Темного Рыцаря »(Batman: The Dark Knight Returns). Среди прочего, такое название показывает, что в то время авторы и издатели обратились на темную сторону - иными словами, они стали уделять больше внимания разработке антигероев и супер злодеи. Начало этой тенденции было замедлено в середине 1970-х годов (например, когда Каратель появился в Marvel), но его развитие произошло в конце тысячелетия. Если раньше герои были однозначно позитивными или однозначно негативными, то теперь варианты стали возможными. Например, хорошая цель все чаще достигается путем совершения преступления (главным образом путем убийства). Или, сначала, персонаж мог быть злодеем, затем он исправился и присоединился к команде супергероев.

-4

Темным этот период можно назвать и потому, что он стал некоторым затишьем по сравнению с более светлыми периодами в истории комиксов. Новых героев в это время было создано не очень много, а еще меньшее число дожило до наших дней.

Одна из особенностей железного/медного века – более широкое использование компьютерных технологий и возросших полиграфических возможностей. Так, комиксы стали делать на компьютере, а в массовых тиражах применялись такие печатные изыски, как флуоресцентная или голографическая печать.

Marvel сделал ставку на стремление любителей коллекционировать выпуски и публиковал комиксы с вариантными обложками, создавал специздания с ограниченным тиражом. Однако этот шаг не принес компании финансового успеха, и она даже была вынуждена объявить в 1996 году о своем банкротстве (впрочем, как мы понимаем, она сумела восстановиться).

Роль в этом печальном инциденте сыграло то, что в 1992 году несколько лучших художников покинули Marvel. Они основали собственную компанию Image Comics, которая в настоящее время является одним из крупнейших издателей комиксов после Marvel и DC. Среди самых известных серий Image Comics - The Walking Dead и Spawn.

-5

В 1986 году на рынке появилось еще одно издательство, вошедшее в четверку лучших комиксов. Это Dark Horse Comics (нельзя не отметить наличие слова «темный» в названии компании, созданной в самом начале темного века). Она известна такими героями, как Баффи, Маска, Хеллбой и Город грехов.

Недописанная современность

Начало XXI века всеми специалистами признается как современный этап в развитии комиксов. И на данный момент его можно считать достаточно благодатным для этого вида изданий и культурного феномена. Растет интерес к героям золотого, серебряного и бронзового веков: выходят новые фильмы, сериалы, игры, коллекционные предметы. Вместе с тем традиционный бумажный комикс не исчез