Сегодня родился один из самых интересных режиссеров Акиро Куросава. Без него, наверное, не было бы «Звездных войн» Джорджа Лукаса в том виде, в котором мы его знаем, «Великолепной семерки» Джона Стёрджеса, «За пригоршню долларов» Серджо Леоне. Судя по сюжету, ленты мастера из Японии очень внимательно смотрел и Квентин Тарантино, когда снимал свои знаменитые «Криминальное чтиво» и менее знаменитую «Джеки Браун».
Мы напомним, что взяли из творчества Куросавы эти знаменитые режиссеры. Какие фильмы Куросавы стали первоисточниками для голливудских ремейков.
Как пишут, сам Акиро в молодости учился на фильмах американских мастеров вестерна. И таким образом своеобразно отплатил Голливуду щедро делясь своими наработками.
«Великолепная семерка» VS «Семь самураев»
Фильм стал суперпопулярен в 60-е на Западе. Вышел в прокат 23 октября 1960 года. В 60-е его прокатили и в СССР. Увидели его почти 70 миллионов человек. Вдохновением для режиссера Джона Стёрджеса послужил черно-белый фильм Акиры «Семь Самураев». Ремейк состоялся. В послужном списке- номинация на премию «Оскар» за музыку Элмера Бернстайна. В 2013 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки, будучи «культурно, исторически или эстетически» значимым. Актеры, которые снялись в американской ленте- звезды. Бринер, Кобурн и другие.
Наверное, этот фильм получил такое признание, что сохранил направленность первоисточника. Ковбои, также как и самураи защищают крестьянскую деревню от разбойников.
Я ходил на этот фильм в году 1987, когда ему организовали прокат. Зрителям поначалу было смешно воспринимать японский быт( в фильме все время идет дождь, грязь, лужи) , психологию японцев, и непомерное кривляние Тоширо Мифуне- крестьянина, укравшего документы Самурая. Но выучившегося фехтовать и воевать.
-Вот глупые обезьяны,- помню так высказался о крестьянах сидящий рядом со мной пенсионер.- Не могут сами за себя постоять!
Однако фильм затянул тогдашнего перестроечного зрителя, совсем не знакомого с Аниме и японской культурой. Одно слово- СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Именно этим в первую очередь берет фильм Куросавы. А не битвы, катаны, и образы мужественных воинов. И эта идея оказалась близка и советским людям, и всему прогрессивному человечеству.
«Звездные войны» VS «Три негодяя в скрытой крепости»
Фильм Куросавы начинается с того момента, как два наемника, бывших крестьянина, идут с неудачной для них военной компании. Ругают и унижают друг друга. На что похоже? Правильно- два дроида R2-D2 и C-3PO бредут по пескам далекой планеты Татуин, чтобы принести послание принцессы Леи старому рыцарю джедаю, генералу Оби Ван Кеноби. Спасти принцессу. В средневековой Японии повоевали два клана. Один победил, другой проиграл. Победители ищут принцессу, чтобы ее казнить. Крестьяне во главе с японским Оби-Ван Кеноби, которого таки играет Тоширо Мифуне, спасают ее.
Сюжет, образы, построение кадра- многое позаимствовал Лукас, и сделал хороший космический вестерн. Это не плагиат, а творческое прочтение. Получилась очень хорошая сказка. А со сказки какой спрос- смотреть и наслаждаться! Причем, Лукас хотел купить права у Куросавы. А впоследствии они вместе сделали фильм. Но это уже другая история.
«За пригоршню долларов» VS «Телохранитель»
У создателя спагетти-вестерна Серджо Леоне был очень хороший продюсерский нюх, лучше чем у Ванштейна. Он сразу понял, когда смотрел черно-белый фильм Куросавы «Телохранитель», что из этого получится крутой фильм. И стал снимать японскую историю на американском контитннте в цвете. Роль Мифуне , любимого актера Куросавы, досталась «Блондинчику»- Клинту Уиствуду. А история интересная. В город, где воюют две бандитские группировки, процветают азартные игры, проституция, чахнет экономика и ремесла, случайно заходит одинокий самурай. Или вернее , ронин. Самурай без хозяина. Ему жаль жителей, и он решает их спасти от бандитов. И нанимается по очереди то в одну, то в другую группировку. В результате, бандитам приходит конец из-за этой хитрой интриги.
Чем хорош Куросава? Интересным сюжетом, который раскручивается как юла к концу фильма. Хорош реализмом. Вы тут не увидите балета с мечами, которыми полны современные фильмы. Схватки, как в реальности и было, происходят в один-два, максимум три удара. «ОН был искусный воин»- говорит герой из фильма «Расемон» о своём противнике-«Он нанес 23 удара мечом, прежде чем я его убил».
Джеки Браун VS Расемон ( И может, «Криминальное чтиво»)
История одного преступления. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Разбойника поймали. Идет суд. И рассказ о преступлении ведут крестьянин, который подсмотрел все. Сам разбойник. Его жена. И….погибший самурай- судья пригласил медиума, чтобы узнать обстоятельства дела.
Эта концепция стала популярной у американских и европейских режиссеров. Последовали многочисленные ремейки. Мне же больше всего понравился «Джеки Браун». О том, как стюардесса, перевозящая наркоту, попала в сложное положение. Или сдать шефа ФБР, и она умрет. Или не сдавать, и сесть в тюрьму. Одна история рассказанная, как у Куросавы, несколькими лицами.
Да, фильм получился не такой яркий, как «Криминальное чтиво», но умный и интересный. И не в последнюю очередь, благодаря г-ну Акире Куросаве.
Куросава и сам заимствовал сюжеты. Это «Ран» -японский «Король лир». А как не вспомнить экранизации детектива Макбейна, Достоевского («Идиот») и «На дне» - Максима Горького. Все это свидетельствует о том, что идеи надо заимствовать, уважая оригинал. И если вы будете уважать оригинал, то ваш ремейк должен получится не хуже, а может быть, и в чем-то лучше.
Будь здоров Акира Куросава! Верю, что ты и сейчас снимаешь фильмы. Для Создателя. И даришь идеи нашим режиссерам.