Найти тему
Михаил Царёв

Как современный Голливуд вырос из кимоно Акиры Куросавы

Сегодня родился один из самых интересных режиссеров Акиро Куросава. Без него, наверное, не было бы «Звездных войн» Джорджа Лукаса в том виде, в котором мы его знаем, «Великолепной семерки» Джона Стёрджеса, «За пригоршню долларов» Серджо Леоне. Судя по сюжету, ленты мастера из Японии очень внимательно смотрел и Квентин Тарантино, когда снимал свои знаменитые «Криминальное чтиво» и менее знаменитую «Джеки Браун».

Маэстро за работой.
Маэстро за работой.

Мы напомним, что взяли из творчества Куросавы эти знаменитые режиссеры. Какие фильмы Куросавы стали первоисточниками для голливудских ремейков.

Как пишут, сам Акиро в молодости учился на фильмах американских мастеров вестерна. И таким образом своеобразно отплатил Голливуду щедро делясь своими наработками.

«Великолепная семерка» VS «Семь самураев»

Фильм стал суперпопулярен в 60-е на Западе. Вышел в прокат 23 октября 1960 года. В 60-е его прокатили и в СССР. Увидели его почти 70 миллионов человек. Вдохновением для режиссера Джона Стёрджеса послужил черно-белый фильм Акиры «Семь Самураев». Ремейк состоялся. В послужном списке- номинация на премию «Оскар» за музыку Элмера Бернстайна. В 2013 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки, будучи «культурно, исторически или эстетически» значимым. Актеры, которые снялись в американской ленте- звезды. Бринер, Кобурн и другие.

Наверное, этот фильм получил такое признание, что сохранил направленность первоисточника. Ковбои, также как и самураи защищают крестьянскую деревню от разбойников.

-2

Я ходил на этот фильм в году 1987, когда ему организовали прокат. Зрителям поначалу было смешно воспринимать японский быт( в фильме все время идет дождь, грязь, лужи) , психологию японцев, и непомерное кривляние Тоширо Мифуне- крестьянина, укравшего документы Самурая. Но выучившегося фехтовать и воевать.

-Вот глупые обезьяны,- помню так высказался о крестьянах сидящий рядом со мной пенсионер.- Не могут сами за себя постоять!

Однако фильм затянул тогдашнего перестроечного зрителя, совсем не знакомого с Аниме и японской культурой. Одно слово- СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Именно этим в первую очередь берет фильм Куросавы. А не битвы, катаны, и образы мужественных воинов. И эта идея оказалась близка и советским людям, и всему прогрессивному человечеству.

«Звездные войны» VS «Три негодяя в скрытой крепости»

Фильм Куросавы начинается с того момента, как два наемника, бывших крестьянина, идут с неудачной для них военной компании. Ругают и унижают друг друга. На что похоже? Правильно- два дроида R2-D2 и C-3PO бредут по пескам далекой планеты Татуин, чтобы принести послание принцессы Леи старому рыцарю джедаю, генералу Оби Ван Кеноби. Спасти принцессу. В средневековой Японии повоевали два клана. Один победил, другой проиграл. Победители ищут принцессу, чтобы ее казнить. Крестьяне во главе с японским Оби-Ван Кеноби, которого таки играет Тоширо Мифуне, спасают ее.

-3

Сюжет, образы, построение кадра- многое позаимствовал Лукас, и сделал хороший космический вестерн. Это не плагиат, а творческое прочтение. Получилась очень хорошая сказка. А со сказки какой спрос- смотреть и наслаждаться! Причем, Лукас хотел купить права у Куросавы. А впоследствии они вместе сделали фильм. Но это уже другая история.

«За пригоршню долларов» VS «Телохранитель»

У создателя спагетти-вестерна Серджо Леоне был очень хороший продюсерский нюх, лучше чем у Ванштейна. Он сразу понял, когда смотрел черно-белый фильм Куросавы «Телохранитель», что из этого получится крутой фильм. И стал снимать японскую историю на американском контитннте в цвете. Роль Мифуне , любимого актера Куросавы, досталась «Блондинчику»- Клинту Уиствуду. А история интересная. В город, где воюют две бандитские группировки, процветают азартные игры, проституция, чахнет экономика и ремесла, случайно заходит одинокий самурай. Или вернее , ронин. Самурай без хозяина. Ему жаль жителей, и он решает их спасти от бандитов. И нанимается по очереди то в одну, то в другую группировку. В результате, бандитам приходит конец из-за этой хитрой интриги.

-4

Чем хорош Куросава? Интересным сюжетом, который раскручивается как юла к концу фильма. Хорош реализмом. Вы тут не увидите балета с мечами, которыми полны современные фильмы. Схватки, как в реальности и было, происходят в один-два, максимум три удара. «ОН был искусный воин»- говорит герой из фильма «Расемон» о своём противнике-«Он нанес 23 удара мечом, прежде чем я его убил».

Джеки Браун VS Расемон ( И может, «Криминальное чтиво»)

История одного преступления. Разбойник убил самурая и изнасиловал его жену. Разбойника поймали. Идет суд. И рассказ о преступлении ведут крестьянин, который подсмотрел все. Сам разбойник. Его жена. И….погибший самурай- судья пригласил медиума, чтобы узнать обстоятельства дела.

Эта концепция стала популярной у американских и европейских режиссеров. Последовали многочисленные ремейки. Мне же больше всего понравился «Джеки Браун». О том, как стюардесса, перевозящая наркоту, попала в сложное положение. Или сдать шефа ФБР, и она умрет. Или не сдавать, и сесть в тюрьму. Одна история рассказанная, как у Куросавы, несколькими лицами.

-5

Да, фильм получился не такой яркий, как «Криминальное чтиво», но умный и интересный. И не в последнюю очередь, благодаря г-ну Акире Куросаве.

Куросава и сам заимствовал сюжеты. Это «Ран» -японский «Король лир». А как не вспомнить экранизации детектива Макбейна, Достоевского («Идиот») и «На дне» - Максима Горького. Все это свидетельствует о том, что идеи надо заимствовать, уважая оригинал. И если вы будете уважать оригинал, то ваш ремейк должен получится не хуже, а может быть, и в чем-то лучше.

Куросава и Тарковский
Куросава и Тарковский

Будь здоров Акира Куросава! Верю, что ты и сейчас снимаешь фильмы. Для Создателя. И даришь идеи нашим режиссерам.