Третья Мировая война — собирательное название коллективных страхов относительно глобального и всеохватывающего военного конфликта с применением передового оружия массового поражения. Логично, что основываются они на опыте Первой и Второй Мировых войн.
Первая Мировая война технически была направлена на разделение и перераспределение зон политического и экономического влияния между имперскими государствами, все из которых по итогам войны прекратили свое существование. Вторая Мировая война связана с единственным квалифицированным политическим преступлением — уничтожением определенных народов по расовым причинам, т.е. с нацизмом.
Появление и развитие технологий атомного оружия, Холодная Война, локальные конфликты в Корее, Вьетнаме и Афганистане, вовлекающие главных военно-политических игроков, с середины XX века подпитывают гипотезы футурологов, прочащих миру смерть в ядерном пламени. Американские ученые даже создали демонстративные Часы Судного Дня, на циферблате которых отмеряют время до полночи, то есть тотальной войны с применением стратегического оружия массового поражения.
Сегодня можем сказать, что вероятность Третьей Мировой войны как массового затяжного конфликта с огромными людскими потерями практически нулевая. Причин на это несколько:
- Военная парадигма армий развитых стран уже не рассчитана на массовые столкновения. Сегодня предпочтение отдается быстрым и точным ударам по ключевым военным объектам противника без критических потерь со стороны мирного населения.
- Экономически военное противостояние крупных политических образований в итоге не будет выгодно никому.
- Применение атомного оружия видится совершенно нецелесообразным, поскольку ни одна из сторон не сможет воспользоваться результатом в позитивном ключе.
- Основная цель массовой войны — получение ресурсов и территорий, уже утратила свою актуальность, поскольку экономические действия государств по отношению друг к другу оказываются более эффективными и менее затратными в достижении этой же цели.
Современный конфликтный контур представляет из себя несколько горячих точек, будь то восток Украины или Ближний Восток, которые представляют из себя шахматное поле для главных политических акторов (мощных государств). То, насколько одно или другое государство сможет повлиять на исход конфликта и его завершение, и определяет победителей и проигравших в борьбе за зоны влияния.
Во многом противостояние крупных государств, например, России и США, переходит в экономическое поле — торговые и санкционные войны в текущих условиях оказываются гораздо более удобными и продуктивными, чем выстрелы.