Найти тему
Дмитрий Митюхин

О владимирской архитектуре, Ломбардии и при чем тут Фридрих Барбаросса

Дмитриевский собор Владимира, 1194-1197 гг.
Дмитриевский собор Владимира, 1194-1197 гг.
Делюсь с вами моей небольшой исследовательской работой, подготовленной к одной из конференций в Липецком педуниверситете. Быть может, вызовет у вас интерес. Буду рад осмысленным комментариям! :)

Почему именно архитектура стала темой моей работы? Думается мне, что архитектура есть главное искусство, созданное человеком. Можно не смотреть кино, не читать книги, не слушать музыку, не ходить в картинные галереи, но нельзя игнорировать то, что нас окружает-здания и сооружения различного назначения. Внешний облик этих зданий непосредственно влияет на наше мировоззрение, настроение, чувства, эмоции. Именно поэтому архитектура заслуживает особого внимания.

Но почему я выбрал архитектуру именно Владимиро-Суздальской земли? Дело в том, что именно она вобрала в себя лучшие черты почти всех древнерусских архитектурных школ и в дальнейшем стала основой для таких важных для всей России московских соборов, как Успенский и Архангельский, да и в принципе прообразом для дальнейших направлений зодчества.

Начиная разговор о владимирской архитектуре, нужно определить типы по-строек, исполненных в этом стиле. Таковых нам известно три: храмы, дворцы и оборонительные сооружения. Из них больше всего сохранилось храмовых построек. О дворцовых сооружениях известно более всего по их описаниям: это замок Андрея Боголюбского и замок Юрия Долгорукого в Кидекше. От замка в Боголюбове сохранилась лишь часть лестничной башни, от долгоруковского лишь маленький земляной вал. Из оборонительных сооружений единственным примером являются Золотые ворота во Владимире.

Остатки лестничной башни замка в Боголюбове
Остатки лестничной башни замка в Боголюбове
Реконструкция замка в Боголюбове по  С. Заграевскому.
Реконструкция замка в Боголюбове по С. Заграевскому.

Стилистика

Архитектура всей Древней Руси в 18 веке ошибочно признавалась готиче-ской, из чего следовало пренебрежительное отношение к ней как к упаднической и даже языческой (из-за обилия растительного и животного декора). Внимание на нее обратили лишь в 19 веке, когда в России начал складываться новый псевдорусский стиль. В это время владимирскую архитектуру причислили к ломбардской архитектурной школе, романской по принадлежности. Дело в том, что интересующие нас постройки стали результатом смешения нескольких стилей. Юрий Долгорукий для благоустройства своего княжества попросил мастером у своего соратника, галицкого князя Владимира, у которого в то время работали венгерские мастера. Сын Долгорукого, Андрей Боголюбский в свое время получает мастеров от императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Таким образом, во Владимире складывается строительная организация галицких, западноевропейских и местных мастеров. Также, ошибочным было бы относить владимирскую архитектуру к романской. Романской движет гимн одухотворенной тяжести, тяжелого молчания. Постройки Владимира же оптимистичны и не создают такого эффекта. Тип храмов на Руси остался крестово-купольным, базилик так и не появилось.

Базилика Сант-Амброджо в Милане. 11—12 вв. Западный фасад с атрием.
Базилика Сант-Амброджо в Милане. 11—12 вв. Западный фасад с атрием.

Постройки и их история

Как говорилось выше, вплоть до 19 века отношение к древней архитектуре было далеко не бережным. Одни постройки сносились, разбирались на ка-мень, другие разрушались и восстанавливались без соблюдения каких-либо правил и канонов. Замок Боголюбского был заброшен, после заселен мона-хами, которые планомерно его разобрали. Частично сохранилась церковь Рождества, главный храм в крепости. Церковь была разрушена в 18 веке, когда игумен Боголюбовского монастыря приказал растесать в ней большие окна, так как ему было темно в храме. Здание рухнуло, уцелела только северная стена и основание. В дальнейшем храм перестроили уже в барочном стиле. Лестничная башня и переход к церкви-единственные остатки каменной гражданской постройки домонгольской Руси, дошедшие до наших дней.

Общий вид церкви Рождества. Слева-лестничная башня замка, переделанная в колокольню.
Общий вид церкви Рождества. Слева-лестничная башня замка, переделанная в колокольню.

Дмитриевский собор оброс пристройками, но его облик восстановлен.

Дмитриевский собор в 19 веке перед реставрацией.
Дмитриевский собор в 19 веке перед реставрацией.

Борисоглебская церковь в Кидекше частично развалилась, восстановлена без соблюдения прежних пропорций.

Борисоглебская церковь.
Борисоглебская церковь.

То же постигло и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Георгиевский собор.
Георгиевский собор.
-9

Галереи Покрова на Нерли были снесены, а сам храм планировали разобрать на стройматериалы.

Реконструкция Покрова-на-Нерли
Реконструкция Покрова-на-Нерли
Раскопки укрепительных береговых сооружений Покрова-на-Нерли.
Раскопки укрепительных береговых сооружений Покрова-на-Нерли.
Нынешний вид Покрова-на-Нерли.
Нынешний вид Покрова-на-Нерли.

Однако сохранность владимирских памятников все равно выше, чем в других древнерусских городах (за исключением Новгорода и Пскова), обусловленная тем, что Владимир был оплотом формирования Московского государства и памятники там старались сохранить.

Первой отличительной чертой владимирской архитектуры стал материал для строительства. В отличие от других городов, во Владимире вместо кирпича использовали тёсаный известняк. Первыми постройками галицких мастеров стали Спасский собор в Переславле-Залесском и Борисоглебская церковь в Кидекше.

Спасский собор в Переславле-Залесском
Спасский собор в Переславле-Залесском
Борисоглебская церковь в Кидекше
Борисоглебская церковь в Кидекше

Обе они были дворцовыми, отличались сдержанностью внешнего убранства. Не сохранились до наших дней Георгиевские церкви во Владимире и Юрьеве-Польском, которые тоже принадлежали к одному типу с выше обозначенными соборами. Также сюда относятся и Золотые ворота Владимира. Авторами этой первой группы соборов принято считать именно галицких мастеров.

Золотые ворота Владимира. В дальнейшем потерпели большие перестройки, которые практически полностью исказили первоначальный облик.
Золотые ворота Владимира. В дальнейшем потерпели большие перестройки, которые практически полностью исказили первоначальный облик.

Следующими по хронологии и отличными от предыдущих становятся три храма: Покров на Нерли, Успенский и частично Дмитриевский соборы. Эти храмы строятся при Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде III при участии мастеров Фридриха Барбароссы. Так же к этой категории относится замок в Боголюбове. Эти постройки отличаются сдержанной помпезностью, богатым орнаментом и различными декоративными элементами. В конце 12 века знаменитый Успенский собор сгорел и был перестроен Всеволодом III в совершенно новой концепции. Этот собор нарушает традицию одноглавых храмов, его венчает 5 куполов. Вероятно, это было сделано с целью превзойти многоглавые киевские церкви и возвысить значение владимирских князей.

Успенский собор
Успенский собор

Дмитриевский собор отличается невероятным количеством декоративных элементов. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение. Интересно, что до наших дней сохранился оригинальный крест, венчавший купол собора. Хранится он в его экспозиции и доступен для обозрения. Многочисленные сюжеты резьбы до сих пор вызывают споры о своем смысле. Интересен так же тот факт, что, возможно, Дмитриевский и иные соборы были вовсе не белыми, а выкрашенными в красный цвет для контраста с декоративными элементами по схеме «светлый орнамент на темном фоне» и наоборот. Эта тема все еще не освещена подробно и нам лишь предстоит узнать правду.

Дмитриевский собор
Дмитриевский собор
19 век, эксперименты с покраской стен собора. "Темный на светлом"
19 век, эксперименты с покраской стен собора. "Темный на светлом"
"Светлый на темном"
"Светлый на темном"

На рубеже XII-XIII веков владимирская строительная организация раздели-лась: одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде, Юрьеве-Польском, а другая во Владимире, Ростове и Ярославле. В первой школе заметно влияние киевской школы, увеличилась роль декоративной резьбы. Сюжеты орнаментов черпались из узоров на восточной ткани и посуде, резьба стала плоскостной. Примером работы этой артели является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

После обрушения Георгиевского собора была предпринята неудачная попытка собрать элементы орнамента воедино. На фото- пример такой неудачной компоновки.
После обрушения Георгиевского собора была предпринята неудачная попытка собрать элементы орнамента воедино. На фото- пример такой неудачной компоновки.

Памятников второй школы до нас не дошло. По раскопкам известно, что строители перешли на кирпичную кладку со вставкой белокаменных резных деталей.

Дальнейшее развитие владимирской архитектуры было, несомненно, заторможено ордынским нашествием. Также были разрушены многие каменные постройки. Но это вовсе не значило, что былые архитектурные формы были забыты. Владимирская архитектура нашла продолжение теперь уже в Московском княжестве. Конечно, главным символом возрождения былого каменного храмового зодчества Владимира стал Успенский собор Кремля, прообразом которого стал Успенский собор Владимира.

Успенский собор Московского Кремля.
Успенский собор Московского Кремля.

Таким образом, владимирская архитектура стала, наверное, единственной из всех древнерусских стилей, что смогли переродиться и развиться дальше. К другим архитектурным формам Древней Руси строители обратятся значительно позже, это обращение принято называть «псевдорусским» стилем.

Заключение

Итак, главных выводов из этой работы можно сделать несколько. Первый заключается в том, что влияние романской архитектуры Западной Европы на владимирскую значительно переоценено во многих работах. Да, некоторые архитектурные элементы действительно имеют романские прототипы, но они не определяют основные черты памятников. Владимирская архитектура имела свой неповторимый своеобразный стиль.

Второй вывод хоть и косвенный, но достаточно верный. Столь великое архитектурное разнообразие есть важный маркер подлинного величия владимирских князей. Слабый княжеский род, не обладавший значительным влиянием, не стал бы, да и не мог, создавать такое обильное количество разнообразных памятников.

Андрей Боголюбский. Реконструкция облика М. Герасимова
Андрей Боголюбский. Реконструкция облика М. Герасимова

И третий, очень важный вывод. До сих пор существует огромное поле для новых исследований. На многие вопросы еще не даны ответы. К ним можно отнести расшифровку значений элементов орнамента Дмитриевского и Георгиевского соборов, вопрос о цветовой гамме экстерьеров, вариации внутреннего убранства, имена германских мастеров Андрея Боголюбского, судьбы разрушенных зданий. Все эти проблемы нам только предстоит решить.

© Дмитрий Митюхин