Дом-коммуна - это яркое архитектурное и социальное явление 1920-х — начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «обобществления быта», одно из проявлений эпохи советского авангарда.
Идея социалистов-утопистов о создании «нового массового человека» привела их, и прежде всего Фурье, к созданию концепции «фаланстера» — новой формы жилья, где люди смогли бы приучиться к колективизму, освободились бы от тягот домашнего труда, семейных уз и всего мелкого и частного. Идея фаланстера была близка идеологам Октябрьской революции. Ленинский черновой набросок проекта «О реквизировании квартир богатых для облегчения нужд бедных» содержит мысль о принципиальной невозможности и ненужности отдельного жилья для каждого человека, даже в виде отдельной комнаты. Тем более, что на тот момент существовал и некий прообраз домов-коммун — рабочие казармы. Архитекторы получили заказ на совершенно новые для страны проекты – жилые дома с общественными читальнями, столовыми, детскими садами и общими кухнями.
Среди «передовых» проектов общественных домов-коммун были и многоэтажки с дворами-холлами, и трехэтажные секционные жилые здания с совмещенными корпусами или расположенными рядом помещениями общественного обслуживания. Предполагалось, что советские граждане не будут отвлекаться на быт (стирка, готовка и так далее) и их частная жизнь будет максимально открыта общественности.
В Уфе воплощением этой революционной идеи стал Дом-коммуна на улице Ленина 9/11.
Денис Мельников в статье "Первая в Уфе пятиэтажка: как в городе появился дом-коммуна" пишет:
"...В годы, когда Уфа стала столицей Башкирской Автономной Республики, наметился заметный рост числа ее жителей, и первоочередной задачей стало обеспечение уфимцев жильем. Дома строились по самым доступным сметам, как правило, это были типовые двухэтажные жилые строения. Под жилье перестраивались все более или менее пригодные каменные здания — мельницы, амбары, склады, конюшни, небольшие производственные корпуса. Условия проживания в них были не из лучших. Именно поэтому строительство в начале 30-х годов первой в Уфе пятиэтажки стало событием неординарным.
Именно в то время в архитектуре молодого СССР вовсю царствовал конструктивизм. В Уфе тогда появились монументальные правительственные и административные здания, корпуса вузов, учреждений науки и культуры. Эти здания до сего дня определяют лицо города, тем не менее об их появлении почти ничего не известно. Пролить свет на историю архитектурных стилей XX века в облике Уфы взялся Радмир Янгиров в своей статье «От конструктивизма к неоклассике» для книги «Уфа: Страницы истории, книга вторая».
Та самая первая уфимская пятиэтажка понадобилась строительному кооперативу «Железнодорожник». Кроме жилых зданий, предусматривалось строительство вспомогательных хозяйственных объектов (прачечной, сараев), а также детских площадок, мест для отдыха и спортивных игр. Городские власти предложили построить эту пятиэтажку на улице Зенцова (сегодня улица Ленина).
Автором проекта выступил инженер А. Дениско. Проект был утвержден техническим советом Управления строительного контроля при Башсовнаркоме в марте 1930 года, и в том же году был заложен первый кирпич в основание дома.
Предлагалось возвести так называемый дом-коммуну — авангардный для того времени многофункциональный жилой комплекс. Ставилась задача предоставить каждой семье отдельную квартиру и обеспечить особый уровень общественного обслуживания. Для этого архитектурно-планировочным ядром в доме-коммуне должен был стать двухэтажный корпус, связывающий пятиэтажные здания. Проект предполагал, что два пятиэтажных жилых корпуса должны быть обращены однотипными фасадами на улицу Ленина, причем левый корпус выходил на «красную линию», а правый строился с отступлением вглубь двора, превращенного в сквер с детской площадкой.
В этом двухэтажном корпусе, прозванном жителями нового дома «стеной», предполагалось разместить общественную столовую, детский сад, комнаты кружковых занятий подростков, а также совмещенные в единый комплекс спортивный и читальный залы. Именно с этого полифункционального здания началось сооружение уфимского дома-коммуны. В проекте были четко просчитаны социальные функции нового дома. Предполагалось, что в нем будет проживать до 300 человек. Первоначальное обсуждение проекта вызвало ряд радикальных изменений. Комнаты-спальни, на которые поначалу был разбит дом, были заменены на небольшие по площади, но отдельные квартиры. В каждой из них было предусмотрено центральное водяное отопление, ванные комнаты либо душевые с умывальником и туалетом".
Спустя двадцать лет коммуналку объявят пережитком прошлого, но тогда, в 1930 г. идея дома-коммуны была исключительно привлекательной. Ею были увлечены городские власти и проектировщики, которые, мечтая о новом человеке, видели в архитектуре инструмент совершенствования общества, считая, что чем скорее появится новая архитектурная среда обитания, тем быстрее изменится и сам человек. Время все расставило по своим местам.