Найти тему
Aleks Piligrim

Литургия Преждеосвященных Даров.

Великим постом по средам и пятницам мы служим литургию Преждеосвященных Даров. Это значит, что на кануне, в воскресенье на литургии для преложения святых Даров приготовляются два дополнительных агнца для этих литургий. 

Эта практика служения Преждеосвященных литургий берет своё начало из древности. Мы знаем, что древние христиане не служили литургии каждый день, а только в воскресный День, эта день воспоминания о воскресшем Христе. Но Дары раздавались по домам для частого причащения. Так воскресная радость была в течении всей жизни. Но этот обычай перестал иметь место, когда общины начали увеличиваться и начал падать нравственный уровень христиан, Дары стали охраняться. На западе начались ежедневные литургии. Появляются частные мессы и они становятся частью суточного круга. Восток же, всегда устремлён к эсхатологическому пониманию евхаристии, и литургия не считается частью суточного круга. Она вне времени. Служение ее это всегда радость, праздник! Литургия в духовном смысле имеет соотношение всегда с воскресным Днём! В ней мы вспоминаем Рождество, крест, гвоздие, копие, тридневное воскресение!  Поэтому в пост литургия не служится. Восток не стал служить каждый день литургии для ежедневного причащения, а стал освящать дополнительные Дары для Преждеосвященных литургий, которые возможно сладились не только великим постом. Со временем праздники стали увеличиваться, литургии стали служить чаще и Преждеосвященные литургии отошли на Великий пост. 

Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство»... Надежда на Царство, мы в ожидании его. Между двумя паремиями, возглас священника «Свет Христов, просвещает всех», напоминает нам, что Великий пост был посвящён приготовлению оглашённых к просвещению. ( крещению). Далее ектении об оглашенных, что и подчеркивает о приготовлении ко крещению. Далее, молитвы о верных и причащении Святых Тайн. 

По уставу это вечернее Причастие. И после этого богослужения наступает ночь, номы видели Свет, который озаряет нас. Мы приняли в себя Христа.