Десантно-штурмовые катера проекта «Кентавр», которые разрабатываются для украинских ВМС, превосходят большие десантные корабли Черноморского флота России, считают журналисты телеканала украинского Минобороны. В снятом ими ролике говорится о якобы превосходстве украинских судов над «давно выработавшими свой ресурс» российскими кораблями. По мнению экспертов, подобные сравнения носят спекулятивный характер и призваны прорекламировать украинское судостроение.
Десантно-штурмовые катера проекта «Кентавр», разрабатываемые для украинских ВМС, станут «достойным ответом» Киева большим десантным кораблям Черноморского флота ВМС России. Такое мнение прозвучало в сюжете телерадиостудии «Бриз» Министерства обороны Украины, посвящённом украинским катерам.
По словам авторов ролика, испытания двух десантно-штурмовых катеров «Кентавр», разработанных на Украине, продолжаются. На этой неделе военные моряки вместе с судостроителями провели стрельбы установленных на судах авиационных реактивных систем залпового огня с применением неуправляемых ракет С-8. Сообщается, что для использования на море установки были модифицированы, и во время испытаний ракеты смогли поразить береговую цель на расстоянии нескольких километров. Напомним: неуправляемая ракета С-8 была разработана ещё в 1960-х годах на базе советского КБ «Точмаш».
В украинском Минобороны утверждают, что катер «Кентавр» «приятно удивил» военных, поскольку разработчики смогли улучшить мореходные возможности корабля. Отмечается, что катер способен разгоняться до 30 узлов и имеет возможность быстро высаживать на берег десантную группу в количестве 36 бойцов.
Два катера типа «Кентавр» были заложены на верфях киевского предприятия «Кузница на Рыбальском» в 2016 году. Ранее «Кузница на Рыбальском» принадлежала экс-президенту Петру Порошенко, который лишь осенью 2018 года продал контрольный пакет акций предприятия компании «Эвинз лимитед», конечным бенефициаром которой является бизнес-партнёр Порошенко Сергей Тигипко. В этот же период оба «Кентавра» были спущены на воду.
При разработке катеров украинские конструкторы взяли в качестве образца десантно-штурмовой катер Stridsbat 90 компании Dockstavar. Корабль рассчитан на патрулирование прибрежной акватории и проведение десантных операций.
Заводские испытания двух десантно-штурмовых катеров проекта 58503 «Кентавр-ЛК» завершились в сентябре 2019 года. Как заявили тогда в украинском оборонном ведомстве, поскольку катера были построены по натовским стандартам, они заметно отличаются от кораблей, произведённых ещё в СССР и стоящих сейчас на вооружении украинских ВМС. По словам разработчиков, системы управления корабля могут работать в автоматическом режиме, на его борту установлены станция радиолокации и современное навигационное оборудование.
В качестве преимуществ «Кентавров» украинские военные называют манёвренность, устойчивость к штормам в три балла, бронированный корпус, а также большую автономность и малозаметность.
При этом ещё в мае 2019 года у кораблей был выявлен ряд серьёзных изъянов. Первым об этом заявил в эфире телеканала UMN руководитель неправительственной организации «Украинский милитарный центр» Тарас Чмут.
«Кентавр» должен стоять ровно, а у него дифферент какой-то или крен. В теории это всё может быть хорошо: быстрое, скоростное. А на практике что-то с чем-то не работает, что-то не бьётся — и вопросы, вопросы, вопросы…» — отметил эксперт.
Мнение Чмута косвенно подтвердил и начальник управления кораблестроения командования ВМС Украины капитан 1-го ранга Василий Радчук. Однако имеющийся у кораблей крен в четыре градуса он назвал плюсом для такого типа катеров.
При этом Радчук отметил, что скорость «Кентавра» не вполне удовлетворяет украинских военных моряков, но над устранением этого недостатка будут работать конструкторы.
Кроме того, по мнению капитана, украинский «Кентавр» превосходит и шведский Stridsbat 90, и российский десантный катер аналогичного класса типа «Раптор». По словам Радчука, «Кентавр» способен прибыть в любую точку Чёрного моря и быстро вернуться обратно.
Впрочем, по мнению экспертов, совершить такой бросок украинский катер способен лишь в особых погодных условиях.
«Катера типа «Кентавр» способны ходить по морю только в спокойную погоду. Любой шторм может легко превратить это судно в достояние морских глубин. Что же до сравнения этих катеров с российскими большими десантными кораблями, то это вообще неуместно. Как можно сопоставлять 50-тонный корабль с самым малым кораблём, имеющим в десять раз меньшее водоизмещение? Это просто некорректно», — отметил военный эксперт Алексей Леонков.
По его мнению, подобными заявлениями украинская сторона просто пытается показать, что на Украине ещё умеют строить военные корабли.
Эксперты определили место украинским катерам – «Кентавры» пригодны только в качестве корма для рыб. Так, авторы статьи отмечают, что данные корабли были построены на украинском заводе «Кузница на Рыбальском», который ранее являлся собственностью бывшего президента Украины Петра Порошенко. Всего было создано два подобных катера, которые готовятся поступить на баланс ВМС Украины. На данный момент они проходят различные тесты. То есть, история этих кораблей не про войну, а, скорее, про коррупцию. И их «боевая» задача: топить не вражеские корабли, а государственные деньги в кармане бывшего президента.