Найти тему
Русская Галерея

«Безымянная высота» или «Это мы, господи»?

Самая любимая картина своего создателя, в первой версии она называлась «Безымянная высота», а в последней — «Это мы, Господи». Сам художник, Борис Неменский, писал о ней:

«Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недоверия, процессом расчленения как бы единого представления: немец — фашист».

Сюжет простой и ужасный — двое убитых молодых ребят, советский и немецкий солдаты. Л.А. Неменская лаконично описала изображенное:

«Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один — в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как, в то же время, они похожи на уснувших детей».

Ранящий в самое сердце сюжет родился не на пустом месте. В январе 1943 года Борис Неменский пробирался по фронтовым дорогам к Великим Лукам, где в то время шли бои. Проголодался по дороге — присел перекусить на пенек, едва виднеющийся из сугроба рыжей опушкой. Но почему же он такой мягкий и податливый?

Не пенек это был. А убитый человек — немец, фашист:

«Перевернул еще не вмерзший в снег труп и увидел совсем мальчишеское лицо, чем-то даже похожее на мое. Меня просто пронзило током. Мне двадцать. Ему, наверное, столько же. Фашист? Виновник выжженных сел, разрушенных городов?»

Любимую создателем картину долго не принимали критики — видели в ней ненужный пацифизм, «абстрактный гуманизм». Художник сполна поплатился за нестандартный сюжет — 10 лет ему отказывали в участии в выставках. Но главное все же было достигнуто — зритель принял картину:

«Мою боль он почувствовал — значит, все эти годы искал не зря».

-2

Константин Симонов, один из самых ярых защитников «Безымянной высоты», писал:

«О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом. Но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война — далеко не лучший способ разрешения споров между людьми…

Так вот — смотрю на картину… и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».

Впервые «Безымянная высота» была показана на персональной выставке Бориса Неменского лишь в 1986 году. Ни один из музеев не принимал в свои коллекции «спорное» полотно. «Прописанный» в мастерской живописца, холст чуть было не погиб из-за прорванной трубы. Происшествие убедило художника передать картину в собрание знаменитого коллекционера П. Людвига. По иронии судьбы холст оказался в Музее современного искусства немецкого города Ахен.

-3

Через месяц после отправки «Безымянной высоты» мастер решает воссоздать сюжет — так рождается последний вариант полотна. С названием без привязки к времени и пространству — «Это мы, Господи».
---
Подписывайтесь на нас во Вконтакте, Facebook и Instagram — там мы размещаем еще больше уникальных материалов каждый день.