Reebok — производитель спортивной одежды, обуви и аксессуаров, основанный в 1958 году в Англии. Этот бренд входит в группу компаний adidas, его любят за культовые кроссовки из белой кожи и уважают в каждом тренажерном зале. Reebok является легендой индустрии, он сотрудничает с сильнейшими спортивными организациями и звездами мировой величины. Для того, чтобы достичь выдающихся результатов Reebok прошел сложный и захватывающий путь. О том, как компания развивалась с самого своего основания и до наших дней рассказывает Сникер Энциклопедия сети магазинов STREET BEAT.
Первые в мире шиповкиАнглийская история богата на спортивные события. Великобритания подарила миру футбол и крикет, ввела такие нормы, как спортивное соперничество и честность, придумала регби и теннис. Англичане с рыцарских времен почетно относились к активному отдыху, аристократы всех мастей увлекались различными видами соревнований. Именно в Англии зародилась история Reebok, одного из главных спортивных брендов современности.
Первые Олимпийские соревнования по бегу прошли в 1210 году до нашей эры, а организовал их сам Геракл. Человечеству потребовалось почти 3000 лет, чтобы соорудить шиповки — профессиональную обувь для бега, которая благодаря подошве с шипами хорошо держится на покрытии. Эти шиповки в 1895 году сделал простой английский мальчишка, новоиспеченный член болтонского бегового клуба, Джозеф Фостер. На тот момент юному изобретателю было всего 14 лет.Джозеф ФостерСоздатель ReebokФостер учился обувному делу у своего дедушки, он же и помог сделать шиповки, а потом и наладить производство для продажи другим спортсменам. Всего через пять лет, в 1890 году Фостер учредил компанию J.W. Foster и открыл полноценную фабрику «Olympic Works», главным продуктом которой стали беговые туфли с шипами. Благодаря инновационной подошве с шипами, популярность продукта среди бегунов развивается сарафанным радио. Обувь шилась на заказа по меркам, снятым с каждого спортсмена индивидуально. Местные бегуны были поголовно обуты в шиповки, придуманные Фостером.Кульминационные события, оказавшие влияние на индустрию спортивной обуви случились на заре XX века. В 1909 году Джозеф Фостер придумывает размерную шкалу для спортивной обуви и одновременно с этим представляет первую в истории продуктовую линейку. Теперь фабрика «Olympic Works» создает не только обувь для спринта, но и экипировку для бега по пересеченной местности, бега с препятствиями и даже занятий в помещениях. Тремя годами ранее по случаю рождения сыновей, Фостер переименовывает компанию в J.W. Foster & Sons.Примерно в то же время компания начинает использовать в дизайне флаг «Юнион Джек», а вместе с этим и снабжать обувью профессиональных британских атлетов
В 1895 года начинает использовать флаг в своём логотипе
Настоящая известность к J.W. Foster & Sons приходит в 1924 году с победой Гарольда Абрахамса на олимпийском спринте в Париже. Тогда англичане показали худший результат за 20 лет и золото Абрахамса было особенно важным. В 1933 году к руководству приходят дети Фостера, Билл и Джо. Причем сначала все их действия проверяет мать, а окончательный контроль братья получают уже в 1939 году. Под их началом компания продолжает набирать обороты, спортивная обувь J.W. Foster & Sons обретает престижный статус.
Семейный бизнесС приходом войны J.W. Foster & Sons испытывает проблемы. Несмотря на это, компания благополучно переживает кризис и готовится принять на службу новое поколение Фостеров. Джозеф младший и Джефри Фостеры, внуки основателя J.W. Foster & Sons, присоединились к компании в 1948 и в 1952 годах соответственно. Но уже в 1953 году Джо уходит на службу армии США, а через полгода к нему присоединяется и Джефри.Джозеф Фостер МладшийВнук и последователь Джефри ФостерВнук и последовательНа тот момент продукция J.W. Foster & Sons была на пике популярности на фоне мирового рекорда бегуна Дерека Ибботсона. К тому же, фабрика снабжала обувью большинство футбольных клуб Премьер лиги и имела дистрибьюторские соглашения с крупнейшими спортивными организациями учебных заведений. Вопреки этому, вернувшись к гражданским делам, братья понимают, что нужно двигаться вперед и решают открыть собственный бизнес. Так появляется компания Mercury Sports Footwear, которая открывается в соседнем городке Бери.
Джозеф Фостер понимал, что следует юридически защитить новоиспеченный товарный знак, но слово «Mercury» уже принадлежало другой организации. Тут на помощь приходит словарь Уэбстера — книга, которую Джо выиграл еще ребенком в спринтерском забеге на 80 ярдов. Подбирая название для нового товарного знака, предприниматель находит слово «Reebok» — так называют быстрых антилоп с острыми рогами в Африке. В 1960 году компания обретает новое название и начинается эпоха Reebok — величайшего спортивного производителя из Великобритании, мастера классических кроссовок и легенды экипировки для силовых видов спорта.
Интересно, что словарь Уэбстера — это американский словарь английского языка. Если бы в награду Фостеру вручили словарь английского производства, то бренд мог бы называться иначе, ведь на «правильном» английском тех самых африканских антилоп называют «Rhebok».
Новый рынокReebok продолжал традиции семьи Фостер и главным продуктом компании были профессиональные шиповки. Обязанности по обеспечению работы нового бренда делились следующим образом: Джозеф Фостер руководил продажами и рекламой, а Джефф следил за производством. Неизменным атрибутом всей продукции бренда в то время был флаг «Юнион Джек». Товары Reebok быстро обрели популярность среди спортсменов и компания готовилась к выходу на международный рынок. В 1965 году Reebok впервые появляется в США, где компания участвует в выставке в Чикаго. После этого события Reebok продолжает выставляться в США почти ежегодно. В 1979 году на похожем трейд-шоу бренд замечает предприниматель Пол Файерман и становится эксклюзивным представителем Reebok на территории Америки. Совместно с командой профессиональных спортсменов и маркетологов, Файерман разработал кроссовки Reebok Aztrek — универсальную беговую модель с низкой ценой, которая быстро обретает успех. Эти кроссовки навсегда войдут в историю Reebok.Пол ФаерманГлава Reebok Кристиан ТрессерДизайнер Aztrek
К началу 80-х бренд Reebok продавался почти в 30 странах по всему миру. Тогда же бренда начинает выпускать спортивную одежду. Дела шли и без того хорошо и тут США охватил беговой бум, а вместе с ним появился фитнес и взлетела популярность тенниса. Reebok быстро адаптируется к ситуации и делает пивот — компания сбавляет производство беговых шиповок и начинает делать фокус на товары для тренировок и актуальных видов спорта.
Тек, в 1982 году Reebok представляет модель Freestyle — тренировочные кроссовки, разработанные специально для женщин, увлекающихся аэробикой. Для продвижения модели компания сотрудничает с Джин Миллер, основоположницей стэп-аэробики и знаменитой фитнес-спортсменкой из США. В этом же году на свет появляется модель NPC для мужчин. Компанию настигает взрывной рост продаж. В сравнении с предыдущим годом, выручка Reebok увеличивается больше, чем в 10 раз.Еще один год потребовался Reebok для создания модели Classic Leather. Эти кроссовки выходят в 1983 году, они становятся флагманской моделью, объединившей спортивные технологии и комфорт повседневной обуви из мягкой кожи. И еще через один год братья Фостеры полностью продают компанию Reebok предпринимателю Полу Файерману.
От тренинга к технологиямСледующее десятилетие стало одним из самых богатых на события в истории Reebok. В 1985 году акции бренда выходят в продажу на фондовой бирже Нью-Йорка. В то же время компания выпускает такие хиты, как Workout и Revenge Plus — последние потом переименуют в Club Classic 85. Кроме прочего, Reebok запускает линейку детской обуви под забавным названием «Weebok» — фотографии этих малышей легко найти в интернете, они восхитительны.
Затем, в 1986 году, Reebok отказывается от британского флага в своей символике и создает логотип, который используется до сих пор. Смена айдентики ознаменовала новую эру в развитии компании и Reebok начинает сотрудничать со спортивными звездами.
Сначала кроссовки Reebok появляются в кинофильме «Чужие», где героиня Сигурни Уивер разделывается с пришельцами в мощных Alien Stomper, потом баскетболисты и футболисты ведущих клубов начинают выходить на арены в обуви Reebok. К концу 80-х Reebok контролировал 26.7% рынка спортивной обуви, а прибыль компании постоянно росла. Тогда Reebok пускается в эксперименты с технологиями.
Одной из первых сложных технологий стала ERS или Energy Return System. Первые кроссовки Reebok с ERS вышли в 1988 году, они стали ответной реакцией на модель Air Max 1 от Nike. Подошва Reebok ERS была оснащена пружинами Hytrel, которые производила знаменитая компания DuPont. Потом, в 1989 году, Reebok представляет первые в истории кроссовки с системой Pump, позволяющей подгонять посадку по ширине стопы с помощью специальных надувных камер. Следом появляется система амортизации Hexalite, это происходит в 1990 году.
В 1992 году Reebok подписывает баскетболиста Шакила О’Нила, а общее число спортсменов бренда превышает 100 человек. О’Нил стал одним из ключевых амбассадоров Reebok на долгие годы вперед. Его выдающийся рост и уникальная манера игры прославили баскетболиста и линейку его кроссовок от Reebok на весь мир. Даже сейчас, спустя многие годы О’Нил продолжает сотрудничать с Reebok и совсем недавно участвовал в рекламной кампании возрожденного силуэта Aztrek’93.Шакил О’НилАмериканский баскетболист, комментатор, баскетбольный телеэксперт, рэпер, а также актёр
Reebok имеет впечатляющую линейку баскетбольных кроссовок, разработанных для Шакила О’Нила. Всего в рамках коллекции вышло 5 моделей, четыре версии силуэта Shaq Attaq и кроссовки Shaqnosis, ставшие легендой. Этого было недостаточно и в 1996 году компания заключает контракт с Алленом Айверсоном, еще одним популярным баскетболистом, чей стиль было невозможно игнорировать. В 1997 году появляется технология амортизации Reebok DMX, представляющая собой несколько воздушных подушек в подошве, внутри которых циркулирует воздух. Разработка начинает использоваться в именных кроссовках Айверсона и выводит кроссовки линейки DMX в топ продаж.Аллен АйверсонАмериканский баскетболист
NFL, NBA и все, все, всеНаступление миллениума компания встречает важнейшим заключением контракта с Национальной футбольной лигой США. Соглашение на 10 лет дает эксклюзивное право на производство и продажу товаров с символикой NFL и возможность экипировать спортсменов лиги. Уже через год Reebok добирается и до НБА. В результате сделки экипировку Reebok носят игроки большинства мужских и женских профессиональных баскетбольных клубов США.
Эпоха коллабораций начинается для Reebok выпуском лимитированных кроссовок с Jaz-Z в 2003 году. Известный рэпер становится первым человеком без спортивного бэкграунда, получившим именные кроссовки от Reebok. Потом, в 2004, Reebok вторгается на хоккейный рынок — компания приобретает контрольный пакет акций бренда CCM, официального поставщика NHL. В то же время Reebok сотрудничает с футбольной лигой Канады, теннисисткой Винус Уильямс, футболистом Райаном Гиггзом и целой обоймой сильных имен.Джей ЗиАмериканский рэпер
Джей Зи становится первым человеком без спортивного бэкграунда, получившим именные кроссовки от Reebok.
В этот момент на горизонте появляется не кто иной, как знаменитый спортивный производитель из Германии, компания adidas. В ходе кампании по захвату рынка спортивных товаров против Nike, группа adidas-Salomon играет по-крупному и полностью выкупает все структуры Reebok. С этого момента начинается новейшая история бренда.Назад к тренировкамОдним из первых потрясений после поглощения группой компаний adidas стало смена руководства Reebok. В 2006 году Пол Файерман уступает президентское кресло своему давнему коллеге и теске, Полу Харрингтону, который работает в Reebok с 1994 года. В следующем году бренд серьезно заявляет о себе в рамках рекламной кампании «Run Easy», продолжает развивать сотрудничество с NHL и работать с новыми звездами, среди которых китайский баскетболист Яо Мин и теннисистка Николь Вайдишова. В 2008 бренд запускает кампанию «Your Move». Reebok позиционирует различные виды спорта, как часть индивидуальности человека. К рекламе продукции присоединяются такие звезды, как Александр Овечкин и Тьерри Анри.Пол ФаерманГлава Reebok до 2006 года Пол ХаррингтонПрезидент компании ReebokПервое тесное сближение с тренировочными видами спорта происходит в 2009 году, когда Reebok запускает серию тренинг-мероприятий «Jukari Fit to Fly». Инициатива стала частью партнерства бренда с Cirque du Soleil. Под эгидой сотрудничества выходит необычное спортивное оборудование FlySet, представляющее собой трехжильный канат, закрепленный к потолку с перекладиной из мягкого нескользящего материала. Впоследствии так появился новый вид фитнеса — джукари.В этом же году Reebok выпускает кроссовки EasyTone, позволяющие женщинам наращивать мышцы прямо во время ходьбы. Секрет разработки заключался в необычной подошве, разработанной для бренда бывшим инженером NASA. Сказать, что модель «выстрелила» — ничего не сказать. В кроссовки Reebok EasyTone были обуты почти все посетительницы спортивных клубов. Еще через год происходит запуск технологии Reebok ZigTech. Известно, что разработка появилась еще в 2007 году, но первые модели кроссовок с ней выпустили только через три года. ZigTech представляет собой зигзагообразную подошву из пены, обеспечивающую гибкость и амортизацию. Вплоть до 2015 года Reebok производил кроссовки ZigTech для бега, баскетбола, туризма и тренировок.КроссфитГлавный бренд-менеджер Reebok Ян Мартин был убежден, что причиной величия Reebok в 80-х был фитнес. Тогда компания прекращает действовать на рынке товаров для американского футбола и полностью погружается в растущий рынок экипировки для тренинга. Кульминационным моментом в возвращении Reebok на Олимп тренировок стало заключение сотрудничества с одним из крупнейших фитнес-движений нашего времени, организацией CrossFit.
Сегодня это имя стало нарицательным, кроссфит — система силовых тренировок, разработанная Грегом Глассманом. Всю свою жизнь Глассман проработал персональным тренером, а в 1995 году основал первый зал CrossFit. Чтобы обрести мировую известность тренировкам по кроссфиту потребовалось примерно 10 лет, а дальше стали организовываться тематические фестивали и соревнования, на одно из которых прибыл Чед Уитман, директор по спортивному маркетингу Reebok и любитель кроссфита.
CrossFit требовался сильный спонсор, который поможет развиваться движению быстрее. Так Reebok становится титульным спонсором международных соревнований CrossFit Games, получает возможность выпускать лицензированную экипировку для кроссфита и выходит на новую аудиторию. Благодаря этому соглашению тренировки по кроссфиту обрели мировую славу, а компания Reebok закрепила за собой статус производителя лучшей экипировки для тренировок. За время сотрудничества Reebok и CrossFit было открыто более 10 000 спортивных залов для кроссфита по всему миру, часть из них — с брендингом Reebok.ДельтаВ 2013 году компания объявляет о сотрудничестве с лигой UFC — силовые виды спорта и единоборства становятся ключевыми для Reebok. Через год компания представляет новый логотип — Reebok Delta. Дизайн айдентики вдохновлен трансформацией человеческого тела под влиянием тренировок. Президент Reebok называет новый логотип символом людей, занимающихся фитнесом. В рамках коллекций Reebok для кроссфита выпускаются шорты с кевларовым покрытием — для занятий со штангой, кроссовки CrossFit Nano — для бега, прыжков, силовых тренировок и работы с канатом. Все товары — с логотипом Reebok Delta. В центре разработок Reebok есть целый штат спортсменов кроссфита, которые помогают компании в создании продукции для тренировок, а каждая новая модель проходит многие часы тестов.
Эпилог
На сегодняшний день Reebok является лидирующим производителем товаров для тренировок. Кроме этого, компания выпускает полный спектр товаров для других видов спорта, в том числе бега, бокса и йоги. Классические модели кроссовок Reebok выпускаются под эгидой коллекции Reebok Classic , они используются для создания коллабораций с именитыми брендами и дизайнерами, музыкантами и магазинами. История бренда Reebok олицетворяет стремление к постоянному совершенству, а сложившийся имидж главного производителя товаров для силовых тренировок — является главным тому подтверждением. Начав свой путь с производства товаров для бега, компания Reebok смогла полностью изменить свое ДНК, но несмотря на это остается верна традициям, заложенным ее основателями.