Из великого множества визуальных кодов, с которыми мы встречаемся каждый день, некоторые являются общепонятными. Например, полоска. В любом сезоне, независимо от моды, коллекции дизайнеров и ассортимент магазинов обязательно включают в себя полосатые купальники, так как маркетологи крепко связывают полоску с морем.
Так было не всегда. В городах средневековой Европы (об этом у меня есть целая научная работа) существовало своё место для каждого цвета, узора и детали гардероба, а полосатые ткани занимали совершенно уникальную нишу, сравнимую разве что с функцией жёлтых звёзд, которые носили евреи с 1939 по 1945 год. По их присутствию можно было издалека заметить палача, проститутку, прокажённого. Носили полосатые одежды бродячие артисты и придворные шуты, но тут уже трудно понять, для чего больше - для того, чтобы было видно, на чьи шутки нельзя обижаться, или потому, что профессия требовала выделяться яркостью, развлекать одним своим появлением.
Я думаю, купальники являются всё-таки потомками другой ветви полосатых костюмов - флотской. Это, вроде бы, менее обидно, чем иметь отношение к гардеробу типичного изгоя. Однако французский писатель Мишель Паустро в своей книге 2008 года «Дьявольская материя, или История полосок и полосатых тканей» тельняшки причисляет к той же категории сигналов, предупреждающих об опасности. Не спорю, моряки могли и побуянить в портовом городке, но почему бы не предположить, что в полосатом просто-напросто больше шансов не утонуть?
Ведь гораздо заметнее, когда в воде что-то рябит. А ночью, когда у человека отключается цветное зрение, только чередование тёмного и светлого бросается в глаза. Так что я вижу прочную связь полосок с морем именно в том, что люди стремятся к безопасности.