В продолжение темы о злоупотреблениях провинциальных воевод рассказываю историю мятежа красноярских служилых людей 1695-1698 гг. Бунтовщики изгоняли нечестных воевод и смогли создать успешно действующие органы власти.
В 1694–1695 гг. воеводой Красноярска стал Алексей Башковский. Не прошло и года, как на него посыпались жалобы жителей, обвинявших его во взяточничестве и злоупотреблениях. Воевода, увы, продолжил традицию воеводы Герасима Никитина, регулярно грабившему киргизских и калмыцких купцов, посещавших Красноярск. В 1678–679 гг. этим же прославился воевода Данила Загряжской, чьи действия осложнили межгосударственные отношения, что вызвало регулярные нападения калмыков и киргизов на Красноярский уезд. При Башковском произошло то же самое.
Но главной причиной бунта красноярцев стала продажа Яковом Аргамачком, посланцем и доверенным лицом воеводы, свинца, пороха и других товаров киргизской орде, которая нападала на Красноярский уезд. Финансовые интересы Башковского вошли в прямое столкновение с вопросами безопасности жителей уезда.
Движение недовольных красноярцев возглавили местные старослужащие дети боярские Трифон Еремеев, Дмитрий Тюменцов, Конон Самсонов, Григорий Ермолаев и Алексей Ярлыков. Руководство воеводской партией взял в свои руки сын боярский из ссыльных черкас Василий Многогрешный. Есть мнение, что ссыльные поддерживали воевод, чтобы не ухудшить свое и так не завидное положение. В целом, воеводское меньшинство составляло около четверти служилого населения. .
16 мая 1695 г. Трифон Еремеев со сторонниками собрались перед приказной избой и заявили Башковскому о его несоответствии должности. Воевода стал угрожать толпе и потребовал выдать ему заводил бунта. Часть мятежников начала грабить воеводский двор, другая часть отправилась разорять дома и имущество представителей воеводской партии.
Воевода бежал в Енисейск, оставив город мятежникам. Лидеры бунтовщиков Еремеев и Тюменцев были избраны судьями, фактически заменив воеводу, но их власть была ограничена советом старших служилых людей и общим собранием всех участников бунта. Важное место в новом руководстве заняли сын Конон Самсонов и казачий атаман Аника Тюменцев, брат Дмитрия.
Первым делом новые власти остановили начавшиеся в городе грабежи, причем им удалось сохранить большую часть имущества воеводы.
Вскоре в Красноярск прибыл энергичный представитель воеводской партии сын боярский Степан Иванов. Преданный сторонник воеводы вез в город собранные в Удинске натуральные налоги и свое имущество, которое было нажито злоупотреблениями там же, в Удинске. В пути Иванов провел переговоры с представителями воеводской партии казачьим десятником Евсеем Олферьевым и другими казаками. После приезда в Красноярск Иванов вступил в конфликт с новыми властями и был убит.
Далее новое уездное руководство направило очередную челобитную на Башковского, подробно описывая последние события. Бунтовщики, осознавая свою вину перед царем, твердо стояли на том, что город и уезд не могли более терпеть бесчинства Башковского.
В итоге в город был назначен новый воевода. К удивлению жителей им стал Мирон Башковский – родной брат Алексея. Нужно отметить, что традиционно каждый новый воевода проводил ревизию деятельности предшественника, поэтому красноярцы надеялись на расследование злоупотреблений. Столь необычный выбор нового руководителя можно связать с протекцией братьев Башковских в Сибирском приказе.
Одним словом, вместо справедливого следствия красноярцам грозила месть уязвленных коррупционеров... Впрочем, местные жители не собирались просто так сдаваться...
Черкасы - восточнославянское население Речи Посполитой.
Удинск – современный Улан-Удэ, столица Республики Бурятия.