Недавно обсуждали, зачем разрешать ребёнку то, что запрещали в детстве нам и продолжают "по традиции" запрещать молодые родители. Сегодня речь пойдёт не о том, что запрещать, а о том - как!
Разграничение запретов на категоричные, ситуационные и мягкие повышают авторитет первых, заставляют охотнее соглашаться со вторыми и прислушиваться к третьим.
Категория "нельзя", "ни в коем случае"
Такие запретов, на самом деле, немного. У нас, например, нельзя открывать входную дверь, даже если в это время всегда приходит папа, даже если слышит за дверью бабушкин голос, входную дверь открывает только взрослый. Почему - по соображениям безопасности, меньше соблазна будет открыть дверь, когда ребёнок начнёт оставаться один дома. Второй запрет - вилку в розетку вставляют / вынимают только взрослые. Опять же - вопрос безопасности.
Если бы мы жили в городе с московским трафиком на дорогах, вероятно к этим правилам добавилось бы - переходить дорогу, держа взрослого за руку.
Категория "Сейчас нельзя, потому что.... Будет можно, когда..."
Самая большая категория запретов, несколько примеров :
- Сейчас нельзя разрисовать себя красками, потому что мы идём в гости, можно будет вечером, перед купанием.
- Сейчас нельзя так громко кричать, это может помешать соседям, можно будет, когда мы выйдем на улицу / пойдём гулять в парк/ на стадион.
Категория "мне бы очень этого не хотелось"
Самая мягкая форма запрета, больше похожа на рекомендацию, но для маленького ребёнка мамино расстройство - реальная угроза, поэтому он скорее всего не будет поступать по-своему.
Очень подходит для социальных конфликтов:
- мне бы очень не хотелось, чтобы ты отнимал у малыша ведерко, верни, пожалуйста.
- мне бы очень не хотелось, чтобы когда приходила бабушка, ты спрашивал у неё "что ты мне принесла", это неприятно и ей и мне и выглядит невежливо.
Итак, помните, что качество общения с ребёнком зачастую определяется теми формулировками, которыми мы пользуемся. В приведённых примерах звучит уважение к маленькому человечку и принятие его желаний.