Их признали главными вызовами для устойчивого развития Беларуси. Министерство экономики опубликовало для общественного обсуждения подготовленный его Научно-исследовательским экономическим институтом (НИЭИ) проект Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года.
Этот документ немало говорит о текущем моменте и развилке, перед которой оказалась экономика и общество в целом.
Куда идти? В IT!
Разработчики стратегии рассчитывают на дальнейший рост благосостояния белорусов. Обещаны высокие стандарты жизни благодаря стабильному росту доходов во всех видах экономической деятельности и регионах страны.
К 2025 году зарплаты медиков должны в полтора раза превышать средний уровень по стране, а в образовании – приблизиться к нему. Прорабатывается переход на новые критерии установления минимальной заработной платы.
Акцент сделают на нестандартных и гибких режимах труда, обучении людей основам семейного бизнеса и самозанятости. Возможно и введение страхования от безработицы.
Нерешенной проблемой, признают авторы, остается слабое использование инноваций. Доля затрат на разработки снижается и составляет только 0,6% ВВП, а это крайне низкая наукоемкость. К 2035 году ее рассчитывают увеличить до 3%.
Сдерживают экономическое развитие:
– избыточная численность работающих на государственных предприятиях;
– низкая инвестиционная активность предприятий;
– невысокая отдача от вложенных инвестиционных средств;
– высокая энергетическая и материалоемкость производств.
Результатом всего этого является низкая производительность труда, которую определили вторым по значимости вызовом. Уровень добавленной стоимости на одного занятого по паритету покупательной способности в Беларуси примерно в 1,8 раза ниже, чем в соседних странах, и как минимум в три раза ниже, чем в развитых европейских государствах. В номинальном выражении по уровню производительности труда РБ отстает от стран Евросоюза в разы.
Реальный сектор не сможет поглотить весь объем высвобождаемой рабочей силы. Нужно содействовать рыночному перераспределению трудовых ресурсов, создать условия для внедрения новых моделей бизнеса.
Власти рассчитывают на создание новых рабочих мест в высокотехнологичном секторе, в первую очередь в IT-сфере, а также в рамках про мышленных кластеров, свободных и особых экономических зонах. Планируется увеличить долю занятых в сфере услуг с 60,6% в 2018 году до 72%.
Предполагается формирование нормативной базы, направленной на поддержку цифровой трансформации экономики, создание интегрированного государственного органа, концентрирующего полномочия и ресурсы для обеспечения комплексного развития инноваций.
Предусматривается активная поддержка стартап-движения, будут создаваться условия для развития венчурной деятельности и краудфандинга.
В планах – расширение участия частного бизнеса в реализации госпрограмм. При этом предпринимателям обещают передавать результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств.
Характеризуя IT-сектор как главный фактор цифровизации экономики, авторы проекта подчеркивают важность развития инфраструктуры: сетей электросвязи, межведомственных информационных систем и информационных ресурсов для оказания электронных услуг.
Разработчики проекта ориентируют IT-компании на переход с аутсорсинговой на продуктовую модель при разработке программного обеспечения. Среди предложений – создание IT-университета и формирование новых механизмов коммерциализации продуктов компаний – резидентов ПВТ.
Переводить в цифру планируют и традиционную промышленность. Производственному комплексу обещана «перестройка на новой технологической базе», производство электротранспорта и беспилотников, использование 3D-печати и роботов. В АПК – развитие органического земледелия, в архитектуре – развитие «зеленого» строительства.
* * *
Все перечисленное, как и реализация других положений проекта, очевидно, потребует значительного роста затрат, в т.ч. бюджетных, рассчитывать на которые без реальных институциональных преобразований весьма сложно.
Понятно, что стратегия устойчивого развития – это базовый программный документ, который лишь описывает направления движения. Но после ответа на вопрос «куда?» придется отвечать и «как?».
Да и IT-сфера, на которую так много надежд, в каком-то смысле уже стала частью традиционной белорусской экономики.
Кто будет работать на нашу экономику
При обзоре этого достаточно объемного проекта в первую очередь хотелось сделать акцент на его экономической части. Но труд НИЭИ с первых строк наталкивает на мысль, что без социальной составляющей никакой экономики в принципе быть не может.
Несмотря на фиксируемый в последние годы рост доходов населения, развитие уровня образования и снижение уровня смертности населения, разработчики отмечают, что общий уровень рождаемости в стране с 2015 года стремительно снижается.
«Усиливающийся процесс старения населения и ухудшение динамики воспроизводства, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, наблюдаемый отток молодежи из страны и ряд других факторов свидетельствуют, что отмеченные демографические проблемы представляют ключевой вызов для устойчивого развития государства», – констатируют авторы проекта.
Они считают важным развивать меры соцподдержки семей с детьми, включая совершенствование системы государственных пособий с акцентом на целевые группы (многодетные семьи, а также воспитывающие детей с инвалидностью). Предлагается увеличить объемы строительства жилья с господдержкой для семей с тремя и более детьми.
Также планируется развивать гибкие формы и условия труда, позволяющие больше времени уделять семье, активизировать деятельность частных детских садов.
Важной задачей разработчики считают повышение роли родителей на принципах равного участия отца и матери в воспитании ребенка, более справедливого распределения домашних обязанностей с расширением экономических возможностей женщин за счет совершенствования механизмов их реинтеграции на рынке труда, предоставления качественных и доступных услуг по уходу за детьми.
Отдельно речь идет о равенстве возможностей мужчин и женщин, в т.ч. на рынке труда.
Судя по всему, власти возвращаются к идее о более активном противодействии домашнему насилию. Напомним, разработанный в 2018 году законопроект об этом не дошел до рассмотрения в парламенте, поскольку был раскритикован на высшем уровне. В проекте стратегии говорится о создании «эффективной организационно-правовой системы противодействия насилию в семье, включая развитие специализированных услуг пострадавшим».
Ряд мер предлагается для снижения смертности.
Однако решать демографическую проблему в скором будущем, вероятно, придется не только за счет внутренних ресурсов. С одной стороны, есть озабоченность усилением внешней трудовой миграции, с другой – говорится о важности интеграции иммигрантов в белорусскую экономику.
Предлагается разработать меры по стимулированию возврата в страну выехавших граждан и притока в Беларусь квалифицированных иностранных специалистов. Одновременно будут усилены меры по защите рынка труда от нелегальной миграции.
О климате природном и чиновничьем
Третьим основным вызовом признана экология. Отмечается, что нагрузка экономики на природную среду на душу населения в Беларуси намного ниже, чем в развитых странах. Однако действовать планируют наперед.
Должна быть разработана стратегия долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года. В первую очередь акцент будет сделан на производственных объектах, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду. Обещаны условия для расширения применения электромобилей и гибридных авто, в т.ч. с водородными топливными элементами.
Также ожидается разработка национального плана по адаптации к изменению климата. Власти продолжат стимулировать ответственное потребление для сокращения бытовых и промышленных отходов.
* **
Часть положений проекта посвящена росту эффективности государственного управления. Кандидатов на госслужбу предлагают набирать на открытой конкурсной основе. Речь идет о создании стандартов менеджмента в госуправлении.
А гражданскому обществу обещана активная поддержка.
Мнение
Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:
– Сегодня мы находимся на этапе, когда практически начался новый мировой экономический кризис. Но как бы ни было тяжело в мире, у нас в стране есть свои проблемы и должны быть найдены их решения.
Проект стратегии устойчивого развития верно обозначает в качестве первого вызова демографическую ситуацию. Если мы будем развиваться по инерционному сценарию, то нас станет гораздо меньше: разъедутся, не родятся, деградируют.
Если говорить о производительности труда, мы отстаем от развитых стран по очень многим параметрам. Это напрямую касается малого предпринимательства: пока бизнес не будет уделять внимание этому вопросу, он не достигнет нужной конкурентоспособности. Уже сейчас реальная роль в экономике малого бизнеса снижается.
В целом, нужно выходить на качественно новый уровень стратегического планирования, чтобы работать над одними и теми же целями и уходить от противоборства министерств и ведомств.
Автор публикации: Подготовил Алексей АЛЕКСАНДРОВ
Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/demografiya-nizkaya-proizvoditelnost-truda-i-ekologiya
Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by