Судьба этого человека из простой деревни в Нижегородской области удивительна и прекрасна. Надежда Ламанова - пример того, как можно собственными руками проложить путь к успеху. Правда, руки должны быть золотыми. Родилась она в год отмены крепостного права, в дворянской семье, обедневшей, находящейся на грани разорения. Отец - полковник, мама тоже из семьи военных. Надежда Петровна была первой из пяти дочерей, она окончила женское училище в Нижнем и вполне могла стать учителем географии. Однако такая перспектива ее совсем не радовала.
Надежда переезжает в Москву, поступает в школу кройки и шитья, понимая, что на жизнь надо зарабатывать самостоятельно. Новой профессии учится несколько лет, а потом идет работать в популярное среди московских модниц ателье мадам Войткевич, где одевалась, например, именитая актриса Ермолова.
Ламанова все тонкости нового дела схватывала на лету. У нее был отличный вкус, ярко проявился талант, она настолько увлеклась профессией, что через год уже открыла свое ателье и школу прикладного искусства. На тот момент Надежде исполнилось всего 24 года. С этой поры начинается ее большой творческий путь к признанию, известности, в том числе, за пределами родной страны.
Наряды, которые создавались в ателье Надежды Петровны, сидели на моделях идеально. Отбоя от клиентов не было, даже не смотря на то, что им приходилось много времени проводить на примерках - драпировку Ламанова делала не отходя от заказчицы, прямо на теле.
Сначала на нее работало 11 мастериц, через несколько лет их уже было за 30, а позже насчитывалось уже около 300. Первое ателье Ламановой находилось на Большой Дмитровке, потом постоянно меняло локацию и в 1908 заняло здание на Тверском бульваре, где в наши дни располагается ТАСС.
Доходы ее были немыслимые - до 1 тыс. рублей в день. Для сравнения: среднее жалование обычного городского жителя составляло порядка 35 руб. в месяц. Своему труду Надежда Петровна знала цену. Кроме того, она часто отправлялась в Париж, чтобы закупить модного материала на сумму в 500 тыс. рублей.
В ее ателье одевались только те, кто мог себе это позволить: от дам из обеспеченных купеческих семей до представительниц богемы и аристократок, от клиенток из театрального мира до русской интеллигенции, причем как Москвы, так и Петербурга. Мы недавно писали статью о дочери миллионера Рябушинского и о том платье от Ламановой, в котором Евфимия Павловна позировала Константину Сомову. Тогда художник был в отчаянии, так как ему пришлось очень долго изображать все детали наряда модели.
С 1904 года Надежда Ламанова становится поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.
А ранее, в 1901 году, по приглашению Станиславского она начала сотрудничать с Московским художественным театром - тогда Надежда Петровна получила свой первый театральный заказ и потом целых 40 лет посвятила работе с любимым культурным учреждением.
В конце девяностых Ламанова выходит замуж за юриста Андрея Каютова. Семейная пара станет успешной и состоятельной, но, к сожалению, бездетной. По сути ее дети - произведения искусства, которые она создавала для августейших особ, ставшие после уникальными экспонатами Государственного Эрмитажа, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея МХАТ и частных коллекций.
Интересные факты из биографии Надежды Ламановой:
- создала платья для супруги именитого художника Леона Бакста по его же эскизам (он готовил сюрприз для любимой);
- создала несколько платьев для супруги художника Михаила Врубеля;
- была дружна с известным французским кутюрье Полем Пуаре
- в 1917 году осталась без имущества, но не захотела уезжать из России;
- провела два месяца в заключении за свое «дворянское происхождение»;
- после революции не потеряла себя, посвятив творчество созданию костюмов для обычных трудящихся и работая с самоотдачей;
- вместе с подругой Верой Мухиной в 1925 г. стала участником Международной выставки в Париже;
- ее работы в стиле «A-La Russe» произвели эффект разорвавшейся бомбы - взяла Гран-при на той самой выставке;
- никогда не выходила в свет без шляпки и перчаток
- 4 декабря 1911 г. ее очередной портрет писал В. Серов. Работу окончить маэстро не успел. Он умер 5 декабря.
- Ламанова умерла в 80 лет в 1941 году на лавочке у любимого театра
Она была как модельером номер один в дореволюционной России, так и главным творцом и вдохновителем советской текстильной индустрии 1920-30-х гг. Профессионализм, талант, безупречный вкус и любовь к своему делу сделали ее лучшей, востребованной, несравненной.