Найти тему
Art&Culture

Костюм, как произведение искусства: модельер №1 в Российской империи Надежда Ламанова

Работа Надежды Ламановой. Платье визитное сшито по заказу императрицы Александры Федоровны. 1890-е гг. Фото: открытые источники.
Работа Надежды Ламановой. Платье визитное сшито по заказу императрицы Александры Федоровны. 1890-е гг. Фото: открытые источники.
Работа Надежды Ламановой. Платье визитное сшито по заказу императрицы Александры Федоровны. 1890-е гг. Фото: открытые источники.
Работа Надежды Ламановой. Платье визитное сшито по заказу императрицы Александры Федоровны. 1890-е гг. Фото: открытые источники.

Судьба этого человека из простой деревни в Нижегородской области удивительна и прекрасна. Надежда Ламанова - пример того, как можно собственными руками проложить путь к успеху. Правда, руки должны быть золотыми. Родилась она в год отмены крепостного права, в дворянской семье, обедневшей, находящейся на грани разорения. Отец - полковник, мама тоже из семьи военных. Надежда Петровна была первой из пяти дочерей, она окончила женское училище в Нижнем и вполне могла стать учителем географии. Однако такая перспектива ее совсем не радовала.

Надежда переезжает в Москву, поступает в школу кройки и шитья, понимая, что на жизнь надо зарабатывать самостоятельно. Новой профессии учится несколько лет, а потом идет работать в популярное среди московских модниц ателье мадам Войткевич, где одевалась, например, именитая актриса Ермолова.

Ламанова все тонкости нового дела схватывала на лету. У нее был отличный вкус, ярко проявился талант, она настолько увлеклась профессией, что через год уже открыла свое ателье и школу прикладного искусства. На тот момент Надежде исполнилось всего 24 года. С этой поры начинается ее большой творческий путь к признанию, известности, в том числе, за пределами родной страны.

Н. Ламанова. Фото: Андрей Осипович Карелин. 1880-е гг. (из открытых источников)
Н. Ламанова. Фото: Андрей Осипович Карелин. 1880-е гг. (из открытых источников)
Слева: веч. платье (атлас, шифон, машинные кружева. 1912-13 гг.).  Справа: вечернее платье (тюль, атлас). 1910 гг. Мастерская Ламановой. Фото: Культура. ру.
Слева: веч. платье (атлас, шифон, машинные кружева. 1912-13 гг.). Справа: вечернее платье (тюль, атлас). 1910 гг. Мастерская Ламановой. Фото: Культура. ру.
Вечернее платье (атлас, шифон, машинные кружева. 1912-13 гг.). Фото: Культура. ру.
Вечернее платье (атлас, шифон, машинные кружева. 1912-13 гг.). Фото: Культура. ру.

Наряды, которые создавались в ателье Надежды Петровны, сидели на моделях идеально. Отбоя от клиентов не было, даже не смотря на то, что им приходилось много времени проводить на примерках - драпировку Ламанова делала не отходя от заказчицы, прямо на теле.

Сначала на нее работало 11 мастериц, через несколько лет их уже было за 30, а позже насчитывалось уже около 300. Первое ателье Ламановой находилось на Большой Дмитровке, потом постоянно меняло локацию и в 1908 заняло здание на Тверском бульваре, где в наши дни располагается ТАСС.

Доходы ее были немыслимые - до 1 тыс. рублей в день. Для сравнения: среднее жалование обычного городского жителя составляло порядка 35 руб. в месяц. Своему труду Надежда Петровна знала цену. Кроме того, она часто отправлялась в Париж, чтобы закупить модного материала на сумму в 500 тыс. рублей.

Любовь Орлова. Фильм «Цирк». 1936 год. Платье - работа Ламановой. Фото: porusski.me
Любовь Орлова. Фильм «Цирк». 1936 год. Платье - работа Ламановой. Фото: porusski.me

В ее ателье одевались только те, кто мог себе это позволить: от дам из обеспеченных купеческих семей до представительниц богемы и аристократок, от клиенток из театрального мира до русской интеллигенции, причем как Москвы, так и Петербурга. Мы недавно писали статью о дочери миллионера Рябушинского и о том платье от Ламановой, в котором Евфимия Павловна позировала Константину Сомову. Тогда художник был в отчаянии, так как ему пришлось очень долго изображать все детали наряда модели.

С 1904 года Надежда Ламанова становится поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.

А ранее, в 1901 году, по приглашению Станиславского она начала сотрудничать с Московским художественным театром - тогда Надежда Петровна получила свой первый театральный заказ и потом целых 40 лет посвятила работе с любимым культурным учреждением.

Слева: вечерн. платье императрицы (тюль, шифон, атлас), начало 20 в. Аителье Ламановой. Справа:  вечерн. платье императрицы (тюль, атлас),  начало 20 в. Ателье Ламановой и  петербургское ателье Бризака (второй лиф). Фото: Культура.рф
Слева: вечерн. платье императрицы (тюль, шифон, атлас), начало 20 в. Аителье Ламановой. Справа: вечерн. платье императрицы (тюль, атлас), начало 20 в. Ателье Ламановой и петербургское ателье Бризака (второй лиф). Фото: Культура.рф
Вечернее платье императрицы (тюль, шифон, атласный чехол), начало 20 в. Мастерская Ламановой. Фото: Культура.рф
Вечернее платье императрицы (тюль, шифон, атласный чехол), начало 20 в. Мастерская Ламановой. Фото: Культура.рф

В конце девяностых Ламанова выходит замуж за юриста Андрея Каютова. Семейная пара станет успешной и состоятельной, но, к сожалению, бездетной. По сути ее дети - произведения искусства, которые она создавала для августейших особ, ставшие после уникальными экспонатами Государственного Эрмитажа, музея Метрополитен в Нью-Йорке, музея МХАТ и частных коллекций.

Интересные факты из биографии Надежды Ламановой:

  • создала платья для супруги именитого художника Леона Бакста по его же эскизам (он готовил сюрприз для любимой);
  • создала несколько платьев для супруги художника Михаила Врубеля;
  • была дружна с известным французским кутюрье Полем Пуаре
  • в 1917 году осталась без имущества, но не захотела уезжать из России;
  • провела два месяца в заключении за свое «дворянское происхождение»;
  • после революции не потеряла себя, посвятив творчество созданию костюмов для обычных трудящихся и работая с самоотдачей;
  • вместе с подругой Верой Мухиной в 1925 г. стала участником Международной выставки в Париже;
  • ее работы в стиле «A-La Russe» произвели эффект разорвавшейся бомбы - взяла Гран-при на той самой выставке;
  • никогда не выходила в свет без шляпки и перчаток
  • 4 декабря 1911 г. ее очередной портрет писал В. Серов. Работу окончить маэстро не успел. Он умер 5 декабря.
  • Ламанова умерла в 80 лет в 1941 году на лавочке у любимого театра
Из коллекции Музея Метрополитен. Подвенечное платье. 1910 год. Фото:  porusski.me.
Из коллекции Музея Метрополитен. Подвенечное платье. 1910 год. Фото: porusski.me.

Она была как модельером номер один в дореволюционной России, так и главным творцом и вдохновителем советской текстильной индустрии 1920-30-х гг. Профессионализм, талант, безупречный вкус и любовь к своему делу сделали ее лучшей, востребованной, несравненной.

Ваганьковское кладбище. Могильная плита на двоих с младшей сестрой. Фото: mylitta.ru
Ваганьковское кладбище. Могильная плита на двоих с младшей сестрой. Фото: mylitta.ru