Напоминаю, что все статьи в моём блоге имеют общий, познавательный характер. Моя цель - донесение информации по вопросам, которые, так или иначе, являются сферой моей профессиональной деятельности. Помните, на практике каждый случай является индивидуальным и нуждается в детальном анализе и может отличаться от общих рекомендаций, изложенных ниже
Добрый вечер! Сегодня хотелось бы затронуть тему, которая актуальна для каждого из нас – недостаток в товаре. В такой ситуации покупатели, обычные граждане, оказываются в слабой позиции, так как далеко не каждый осведомлен о своих правах. Чем и пользуются недобросовестные продавцы. Этой простой инструкцией я бы хотел пролить свет, предоставить информацию для решения данной проблемы. И так, пошаговое руководство по возврату денежных средств за товар с недостатком.
Шаг 1.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» вы вправе предъявить требование об отказе от договора и возврате уплаченной за некачественный товар суммы в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам товара.
Если товар является технически сложным (транспорт, вся бытовая техника, в том числе часы и электрифицированный инструмент), вы вправе требовать возврата уплаченных за него денег (независимо от существенности недостатков) в течение 15 дней со дня передачи вам товара. Позднее вы можете предъявить указанные требования лишь по следующим обстоятельствам:
1. При обнаружении существенных недостатков товара:
1.1. Неустранимый недостаток товара – который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями.
1.2. Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов – недостаток, расходы на устранение, которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара.
1.3. Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени.
1.4. Недостаток, выявленный неоднократно - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям.
1.5. Недостаток, который проявляется вновь после его устранения – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
2. В случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара (срок не должен превышать 45 дней)
3. Если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать, суммарно, более 30 дней в течение любого года гарантийного ремонта.
Вообще, вопрос о технически сложных товарах является объёмным, вероятно, я сделаю по ним отдельную статью.
Шаг 2.Формулирование требований и направление их продавцу.
Необходимо направить в адрес продавца претензию, содержащую требования потребителя. Форма свободна, структурно рекомендуется придерживаться следующего:
1. Данные организации (наименование/адрес)
2. Данные потребителя (ФИО/адрес/телефон)
3.Суть вопроса (наименование товара/дата приобретения/способ оплаты/описание недостатка)
4. Требование, предъявленное к организации (возврат денежных средств/обмен).
В дополнении, рекомендовал бы упоминать просьбу о направлении в Ваш адрес письменного, мотивированного ответа в случае отказа. После того, как претензия составлена, необходимо направить её продавцу. Направить её можно разными способами. Более удобными для потребителя (на адрес электронной почты продавца/почтовым отправлением, посредством заказного письма с уведомлением о вручении и описью вложения/лично). При использовании последнего способа необходимо составить два экземпляра. Желательно, чтобы лицо, принявшее от имени организации-продавца претензию, расписалось о принятии претензии к рассмотрению. Данный экземпляр будет служить подтверждением соблюдения претензионного порядка потребителем.
При отказе принять претензию продавцом, отказе поставить подпись на одном из экземпляров, Вы вправе использовать иные вышеназванные методы.
По требованию продавца и за его счет потребитель обязан возвратить товар ненадлежащего качества продавцу для проведения проверки качества. Приём товара продавцом должен быть обязательно задокументирован. В дополнении сообщаем, что Вы вправе присутствовать при проведении проверки качества о желании, рекомендуем, уведомить продавца в претензии.
О сроке возврата денежных средств.
Требование по возврату денежных средств, в соответствии с законодательством, должно быть исполнено в течение 10 дней, со дня предъявления требования.
Продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. (п. 27 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).
В дополнении. О судебном порядке.
В случае отказа продавца исполнить требования потребителя в досудебном, претензионном порядке, вы вправе обратиться в суд с целью защиты своих прав. В случае судебной защиты Вам необходимо составить исковое заявление и обраться в суд по месту:
1. Нахождения организации, а если ответчик индивидуальный предприниматель – месту жительства.
2. Жительства или пребывания истца.
3. Заключения или исполнения договора.
4.Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, иск может быть предъявлен по месту нахождения филиала или представительства.
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по судебным разбирательствам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 млн. рублей.
В судебном разбирательстве потребитель имеет право взыскать моральный вред, неустойку(пени) за каждый день просрочки исполнения обязательства, а также 50% штраф за неисполнение требований потребителя в досудебном порядке (в случае, если потребителя представляет правозащитная организация – штраф взыскивается в пользу данной организации).
Так же потребитель вправе потребовать возмещения судебных расходов (расходы на оплату услуг представителя, расходы, которые были необходимы в рамках судебного разбирательства и иные случаи).
Надеюсь, эта информация была для Вас полезной. Будьте бдительны и не давайте себя обмануть. А как складывался ваш опыт взаимодействия в таких ситуациях?
По всем вопросам Вы можете смело писать мне на мою рабочую почту pravsreda@gmail.com.