Найти в Дзене

Социальные системы (27-28)

(Начало)

27. Экономика капитализма основывается на частном труде в двух контекстах: как его разделение и как его рынок. Политика капитализма – это, наоборот, консолидация капитала перед властью, и манипуляция властью, культурой и трудом.

Но капитализм целиком зависит от возможности наращивания капитала! Это – его велосипед, гонка его искусственности, без которой он падает. И такое падение наступает быстро.

Для этой гонки псевдо-эффективности (то есть максимизации одного в противовес остальному) он предоставил человеку «суверенность», то бишь «наёмность», с превращением его в функцию. В этом случае и форма труда – форма социальной системы – диктуется не верностью идеологемам (обычно для внешнего употребления), а лишь выгодой прибыли и соответствующего управления в конкретных культурно-политических обстоятельствах. Потому Капитал порождает на разных территориях любые формы труда (социальной системы), имея критерием отсутствие конкурентов (экономическую эффективность, прибыльность) и респектабельность политического фасада. Такова механика социальной системы капитализма, заложенная в его начале. И таковы его врождённые двойные стандарты. Предоставленный сам себе он приводит социальность и человека к распаду, уничтожению.

Логика капитализма – опережающее накопление капитала (из прибыли) и покупка власти во всех аспектах влияния; таков его круговорот. Проблема его в том, что – хочет он этого или не хочет – он зависим от социальной системы в целом; в частности, от спроса того самого населения, хотя и манипулирует ими.

Опираясь на животность и провоцируя её, капитал выигрывает, вскрывая границы альтернативы и наваливаясь превосходящими силами. Он ставит социальность в зависимость от своего выделенного интереса, не останавливаясь перед любыми преступлениями. И суд над этим состоится – чтобы человечество осознало цену целостности и единства.

В противовес капитализму смыслом (логикой) социалистической экономики называют «удовлетворение потребностей». Если добавить – «качественное» – то отвечающим этому является гарантийный хозяйственный механизм (см. тексты В.Левина) и построение социальности снизу, от человека. Но во всём есть мера, в социальности прямое масштабирование механизма, обычно, невозможно, так как наступают количественные пределы по издержкам и функциональному несоответствию в новых системных обязанностях. Да и словосочетание «удовлетворение потребностей» также проектно поверхностно, как и формула, где «каждому по потребностям»...

Но надо – наконец-то – подняться до тех, кто уже осознал, что капитализм и социализм, как экономические системы, как некая экономическая логика индивидуализма и коллективизма, распределённости и централизованности – это лишь комплекты инструментов. Уже этого понимания будет достаточно для правильного проектного отношения к социальности людей, имеющих здесь двойственную, идеально-материальную природу.

28. Спайка капитала (как силы) в управлении верхней властью – сильная. Культура при этом сделана обслуживающей, магической, наука – управляемой. И выход из этого с последующим долгосрочным результатом только в одном – в правильном оформлении треугольника сил «Культура-Политика-Экономика», в восстановлении равновесной, динамичной целостности.

Спайка «глубинной власти» или «власти авторитетности» должна образовываться не в оппозиции и манипулировании одной части другими, а в знании всеми общего целостного предмета. Здесь сила – в человеке, в его знании, в равенстве и поддержке реализации призваний. Отсюда, подвижность, динамичность Ч-О-Г. И должен быть институт (круг старейшин), который будет следить за гармоничностью пропорций Ч-О-Г и К-П-Э, за гармоничностью коллективного и индивидуального.

В механистичной логике и скрытых отношениях капитал не победить, но за всем есть объективность (промысел целостности, «невидимая рука»). Первая мина под капитал была заложена неизбежной индустриализацией, в капитал вошли действительные культура и наука, меняя его логику и приоритеты, задавая свои требования и тренды, вводя Капитал в его главное противоречие. Вторая окончательная мина – в нашу эпоху – (1) распределенных, открытых информационных систем, (2) кратно избыточных мощностей производства и производительности труда, (3) достигнутого предела экстенсивного расширения. Многофакторные последствия этого порождают вызовы. Здесь и разворачивается последний бой – за те ценности, выбор которых и решит будущее человечества.

При нашей победе основой, установками социальной альтернативы будут:

1. Правильная реализация гармоничной целостности К-П-Э и Ч-О-Г.

2. Запуск Дао экономики и возвращение экономики Аристотеля

3. Знание для всех, и реализация призваний, когда первые из них – это честность и добро

4. Поддержка подлинности; в том числе, как критерия элиты.

Всё это означает возврат к прежней целостности, которая была разрушена капиталом. И это будет Новая социальность.

(продолжение следует)