Тишину нарушил резкий голос: "Стоянка 10 минут". Это автобус приехал в Устюжну, город в Вологодской области. Так как ночь была бессонной меня в автобусе сморило и я уснул. Больше заснуть мне уже не удавалось.
Немного не доехав до Сазоново, автобус остановился в кафе у трассы, для того, чтобы пассажиры могли пообедать. Я же почему то поесть не догадался, хоть и знал, что до вечера у меня не будет времени на перекус.
Сначала автобус поехал в Чагоду, я же поехал дальше до Сазоново, так как планировал сначала посетить станцию Огарёво, а в Чагоду доехать автостопом.
Я ожидал, что автобус заедет в посёлок, поэтому когда автобус остановился на трассе напротив заправки, я даже не понял, что приехал, лишь, когда водитель громко сказал: "Сазоново", - я понял,что мне надо выходить.
Соориентировавшись по карте, я направился в сторону станции Огарёво.
На пути к станции я обнаружил подъездной путь Сазоновского стекольного завода, судя по накату, он не эксплуатируется уже много лет. Как я потом узнал, завод двенадцать лет не функционировал и только недавно производство стали потихоньку востанавливать, поэтому скорее всего подъездной путь будут капитально ремонтировать, так как обеспечить такой по объёму производства завод, как в Сазоново, подвозом сырья и вывозом готовой продукции, сможет только железная дорога. За время отсутвия движения подъездной путь поржавел и порос маленькими сосенками.
Далее я пошёл в сторону перегона Чагода-Огарёво по просёлочной дороге.
А сейчас я хочу немного рассказать о железнодорожной линии Подборовье-Кабожа.
Данная линия примечательна тем, что это одна из четырёх на Октябрьской железной дороге на которой ещё используются семафоры и электрожезловая система.
Первая часть линии Подборовье-Тургош была построена в 1913, вторая Тургош-Чагода в 1926 году. Основным предназначением дороги было обеспечение подвоза сырья и вывоза готовой продукции с Чагодощенского стекольного завода (посёлок Чагода). После начала Великой Отечественной войны и окружения немецкими войсками Ленинграда, линия была достроена до станции Кабожа, находящейся на Мологском ходу. Основным назначением продления линии было обеспечение бесперебойных поставок продовольствия и вооружения в окружённый город по направлению Сонково-Кабожа-Подборовье-Тихвин и далее в направлении Ленинграда, в обратном направлении вывозили, эвакуированное из города, мирное население.
После войны основным грузом линии была продукция стекольных заводов в Чагоде и Сазоново, а также торф. Торф доставлялся до станций Огарёво и Горны по узкоколейным железным дорогам. Второстепенным грузом была древесина - леса Вологодчины очень ей богаты. В 90-х годах объёмы перевозок резко сократились, прекратились перевозки торфа, были закрыты станции Тургош, Приворот и Горны. Позже деградация движения по линии продолжилась: в середине 2000-х остановилось производство на Сазоновском стекольном заводе, а в январе 2014 года был окончательно отменён пригородный поезд Хвойная-Кабожа-Подборовье (до этого в 2011 году пригородный поезд был переведён в разряд рабочих - только для сотрудников железной дороги, обычных людей не пускали, однако в 2012 году поезд по вторникам и четвергам вернули в разряд пригородных - для всех пассажиров, по остальным же дням недели он продолжил ходить как рабочий). Сейчас по линии возят только продукцию Чагодощенского стекольного завода и древесину.
И тут я обернулся в сторону станции Огарёво, и прямо говоря, охренел, так как входного семафора не было, вместо него стоял светофор. Это было очень плохо, так как приехал я сюда именно из-за семафоров, и получалось, что я зря проделал такой длинный путь, а это было очень неприятно. Однако я решил пройти до здания станции и узнать у дежурной, когда убрали семафоры.
Я, постучавшись зашёл в здание, однако там никого не было, я громко поздоровался. Из соседней комнатки ко мне вышла дежурная, я спросил:
- Можно задать вопрос?
- Спрашивай.
- Не подскажите, а давно ли убрали семафоры?
- Да уже где-то года два назад.
- А жезловку (электрожезловую систему) оставили?
- Да.
- А не знаете в Чагоде семафоры оставили?
- Да, в Чагоде их оставили, для сохранения исторической ценности.
- Спасибо большое, а можно жезловые аппараты сфографировать?
- Фотографируй.
Здесь я хочу отдельно отметить, что не даю рекомендаций данной статьёй заходить к дежурным, по любым вопросам, отвлекая их от работы, потому что не любому пришедшему будут отвечать на вопросы, так как на многих железных дорогах, (например на главном ходу Октябрьской железной дороги) придерживаются мнения, что железная дорога это стратегический объект и не будут разглашать служебную информацию. Просто я сразу обозначил то, что я "свой", то есть студент, по специальности - движенец, и если что у меня в кармане было удостоверение, которое, я всегда беру с собой, так на всякий случай. Я конечно мог и приехать в форме, но железнодорожная форма курсанта, имеет существенный минус - зимой в ней холодно, а летом очень жарко, поэтому я бы просто замёрз, если бы приехал в форме, да и в шапке порядком теплее, нежели в фуражке.
В основном все движенцы люди добрые и всегда ответят на ваш вопрос, однако бывают и исключения, некоторые могу позвонить в местное отделение полиции, и довольно быстро за вами приедут и отвезут в отделение для разбирательства. Фотографировать на железной дороге по закону не запрещено, поэтому после недолгого разбирательства вас отпустят, однако зачем нужны лишние траты времени в поездках, где зачастую каждая минута на счету? Поэтому я рекомендую всё-таки обходить посты ЭЦ и диспетчерские стороной, мало ли что.
Далее я быстрым шагом направился в центр посёлка, так как мне надо было желательно побыстрее добраться в Чагоду. Из-за того что автобусы ходят только несколько раз в неделю и по утрам, единственным вариантом добраться, был автостоп. Я дошёл до магазина пятёрочка, у которого стояло довольно много автомобилей, и стал спрашивать, не сможет ли никто подбросить меня до Чагоды, но все ехали в другую сторону. Я понимал, что голосовать на трассе бессмысленно, так как все в основном едут прямо в Череповец и далее, а Чагода находится на отдалении от трассы. Ради интереса я зашёл в Яндекс такси, там я прочитал приблизительно то, что и ожидал: "Чагодощенский район не обслуживается сервисом", - тоже самое было написано и в "Ситимобил".
Довольно долго простояв у магазина, я, поняв, что тут стоять бесполезно, переместился чуть ближе к выезду из посёлка. Там я простоял около пяти минут и наконец остановилась машина, водитель которой согласился подбросить меня в Чагоду. Подбросивший меня мужчина, был местным жителем и удивился, что я приехал сюда из Москвы ради семафоров, однако заверил меня, что в Чагоде семафоры стоят. Подбросил он меня практически до станции, до переезда через подъездной путь. Пройдя метров тристо, я оказался у переезда через железную дорогу.
По сути в рамках данной поездки я первый раз в жизни увидел работающие семафоры, так как семафоры в Яничкино (уже снесён) и Дзержинском уже долгое время не работают, и большая часть оборудования (семафорный привод, балансир и тросы) там давно уже отсутствуют.
Далее я поспешил на автостанцию, чтобы уехать автобусом в Череповец, а оттуда поездом в Москву. О дороге до Москвы расскажу в следующей части.