Найти в Дзене

Использование классификации чакр в повседневной жизни

мотояма.рф
мотояма.рф

Тема данной работы довольно обширна и её раскрытие в немалой степени обусловлено смысловым контекстом, в ключе которого она будет освещена. Контекстов же может быть несколько. Например:

  1. с точки зрения йогической методологии;
  2. с точки зрения различных эзотерических орденов — как Востока, так и Запада;
  3. а так же с точки зрения заведомо деструктивных (псевдо-)магических направлений, распространённых именно в среде западного сообщества.

По поводу первого из трёх пунктов — всё просто и ясно: с точки зрения этико-нравственных принципов (и их проявлений в повседневной жизни), каждая из чакр чакральной системы, может быть проявлена тремя качествами Природы мира – гунами, или преобладающими (у того или иного человека) уровнями сознания:

  • Саттва: состояние благости, гармонии и равновесия
  • Раджас: активность, уровень различных страстей
  • Тамас: инертность, состояние невежества

Известно, что в специальных медитативных состояниях (определённой глубины постижения) мудрецы всех времён воспринимали строение и характеристики чакральной системы человека, как [лотосоподобные] цветки определённых цветов и конфигураций (количество лепестков и т.д.).

Перечислим основные проявления каждой из чакр сквозь призму трёх гун — преобладающих качеств сознания:

1 - Муладхара

Тамас: бездействие, апатия, подавленность;

Раджас: агрессия, гнев, злость, ненависть, жестокость, нетерпеливость;

Саттва: терпение.

2 - Свадхистана

Тамас: страх и сиюминутные радости, впечатлительность, погружение в мир грёз, жалость к себе, тоска, скорбь;

Раджас: сильное желание, страсть, желание нравится, удовольствие, наслаждение, мечтательность, романтичность;

Саттва: смирение и жертвенность.

3 - Манипура

Тамас: голод, жадность, тщеславие;

Раджас: интеллектуальная жадность, накопительство, гордость, желание власти и независимости;

Саттва: альтруизм, самоотдача, энтузиазм.

4 - Анахата

Тамас: жажда к обладанию, сентиментальность, привязанность;

Раджас: влюблённость, ревность;

Саттва: соучастие, сочувствие.

5 - Вишудха

Тамас: борьба по инерции;

Раджас: достижение цели любой ценой;

Саттва: сострадание.

6 - Аджня

Тамас: деятельность без осмысления последствий (деструктивные изобретения);

Раджас: проектирование, разработка проекта;

Саттва: творение блага.

7 - Сахасрара

~Качества отсутствуют~

Стоит отметить, что (возможно) наиболее полное описание чакральной системы (во всём своём многомерном виде) можно найти в работах выдающегося мистика 20-го века Хариша Джохари (философ, поэт, скульптор; способствовал объединению эзотерических течений Индуизма с западными наработками, объединив их в целостную философско-прикладную систему). Предметно по чакральной системе примечательна великолепная книга «Чакры: энергетические центры трансформации».

***

В системах саморазвития тех или иных восточных орденов описание чакральной системы, как правило, носит тщательно выверенный и удобно применимый в повседневной жизни характер. Примером могут служить работы некоторых суфийских мастеров, с некоторыми из которых, к слову, был как минимум знаком при жизни названный выше Хариш Джохари.

***

Далее же мы рассмотрим, так сказать, "своеобразные" по своим этико-нравственным воззрениям деструктивные магические / псевдомагические направления.

На взгляд автора причина, по которой преподавателю йоги не лишне быть в курсе (хотя бы в целом и общем) данных крайне "своеобразных" концепций, распространённых именно в западном сообществе, следующая. В современном обществе в принципе многие интересуются йогической методологией. Однако цели данного интереса нередко и весьма существенно разнятся. Помимо адекватных и вполне понятных стимулов к саморазвитию (самопознанию) таких, как:

  • ~ лад во всех сферах жизни (гармония тела, ума и духа),
  • ~ контроль (успокоение) ума и чувств [читта-вритти-ниродха],
  • ~ сострадание, помощь и участие к окружающему миру,
  • ~ проработка кармических обусловленностей и, в конечном счёте – преодоление всех оков кармы,
  • ~ окончательный выход из череды перерождений сансары,

встречаются и, по меньшей мере, странные концепции, несовместимые по своему содержанию с базовыми, универсальными для всех этико-нравственными принципами Ямы и Ниямы.

Тем не менее, носители данных концепций как ни в чём не бывало пытаются заниматься йогой (имея собственное представление об этико-нравственных принципах), так сказать, по полной – исключительно в своих, сугубо эгоцентрических целях. В данной связи, возможно, наиболее известно имя Алистера Кроули – как идейного вдохновителя ряда подобных оккультных течений.

И вот что характерно: все эти по существу деструктивные течения в своих изысканиях опираются на детальные описания той же чакральной системы, интерпретируя её повседневное применение, скажем так, сугубо по-своему. Как, впрочем, и понятие кармы. Да и конечные цели у них, к слову, не совместимы с йогическими… Учитывая то, что в современном обществе процент интересующихся конкретно деструктивной направленностью энергоинформационных возможностей человека совсем даже не мал, целесообразно, давая информацию о чакральной системе, стараться делать это исключительно с позиций Ямы и Ниямы.

#йога, #аюрведа, #саморазвитие, #буддизм, #гностицизм, #даосизм, #индуизм, #нагуализм, #суфизм, #славянство

  • Исходный текст статьи:

https://www.i-rasa.com/archive/articles/articles-about-yoga/chakras-classification/