Женщина без лица, фантом из Хайльбронна. Такие прозвища закрепились за неуловимой преступницей, которая 16 лет орудовала в трех странах Европы и всегда ускользала от вездесущей руки правосудия.
В марте 2001 на окраине города Фрайбург был убит продавец антиквариата Йозеф Вальценбах.
61-летний мужчина скончался от многочисленных ударов по голове неустановленным тупым предметом.
Жилище Йозефа было перевернуто с ног на голову. Очевидно, убийца искал деньги и драгоценности.
На одном из выдвижных ящиков были обнаружены следы ДНК женщины.
ДНК каждого человека уникальна.
Метод генетической дактилоскопии был изобретен в 1984 году, а впервые использовался для поимки преступника в 1986. Процесс дактилоскопии был долгим и затратным и использовался только в исключительных случаях. Но наука не стоит на месте, метод развивается и к концу 90-х становится возможным его массовое применение.
Это приводит к настоящему перевороту в криминалистике. Все результаты ДНК тестов по новым делам заносятся в базы полиции. Нераскрытые дела поднимаются из архивов, по вещдокам из них делаются экспертизы ДНК.
В 2001 году в Германии из архива поднимается нераскрытое дело из далекого 1993 года. Дело об убийстве 62-летней Лизелотты Шленгер.
26 мая 93 года жители многоэтажки небольшого города Идар-Оберштайн обратились в полицию с просьбой проверить квартиру своей соседки, так как обеспокоены тем, что не видели ее уже сутки, а к телефону она не подходит. Тело Лизелотты нашли в гостиной. Женщина была задушена. В квартире отсутствовали следы борьбы. Полицейские опросили соседей и узнали лишь то, что в день убийства в районе видели разносчиков газет, которые ранее здесь не появлялись.
Убийцы не оставили практически никаких зацепок, кроме частиц ДНК на чашках в гостиной. Экспертиза показала, что один из следов ДНК принадлежал мужчине, второй - женщине.
Образец ДНК мужчины не совпал ни с одним, имеющимся в базе полиции.
А вот женский совпал с ДНК, обнаруженной на месте недавнего убийства Йозефа Вальценбаха. Таким образом, имеются уже два убийства, в которых замешана некая женщина. Смущает полицию то, что между преступлениями огромный временной разрыв. 8 лет.
Что еще успела натворить эта женщина за 8 лет?
Следы таинственной преступницы появляются снова.
В полицию немецкого города Герольштайн попадает шприц с остатками героина, на котором также обнаружен след ДНК этой таинственной незнакомки.
В городе Майнц в полицию обращается мужчина, ночью кто то взломал его трейлер. На остатках печенья, найденных на полу трейлера обнаруживается все тот же генетический отпечаток.
Тем временем, по делам об убийстве Вальценбаха и Шленгер ведется расследование, которое не приносит никаких результатов. Полиция решает привлечь внимание общественности, надеясь, что это, возможно, даст новые зацепки. В СМИ одна за одной появляются статьи, о том что разыскивается некая женщина, подозреваемая в двух убийствах. У полиции все еще отсутствует даже словесный портрет преступницы.
Одна из газет употребляет выражение «Frau ohne Gesicht“ – «Женщина без лица». И фраза уходит в народ.
В период с 2003 по 2004 год следы женщины без лица фигурируют еще в нескольких мелких преступлениях. И впервые женщина наследила за пределами Германии.
Во Франции, в городе Арбуа после разбойного нападения на торговцев драгоценностями был найден игрушечный пистолет со следами все той же женщины. Затем, в начале 2005 года, женщина оставляет свои следы в Австрии, в городе Ансфельден. Там она пыталась ограбить магазин.
В Австрийской лаборатории установили, что образец ДНК принадлежит женщине, происходящей из восточной Европы либо России.
Их немецкие коллеги данный факт не обнаружили, поскольку попросту не искали. В Германии анализ ДНК не используется для определения каких либо других личных признаков подозреваемого, помимо пола.
В мае 2005 в немецком городе Вормс повздорили два брата. В пылу один из них совершил 6 выстрелов из пистолета. На пуле, попавшей в стену, следствие обнаруживает следы все той же женщины.
Братья допрашиваются, берутся анализы ДНК женщин из их окружения, но совпадений с женщиной без лица все также нет.
Тем временем, следы преступницы уходят в Австрию.
Преступления в Австрии, по большей части женщина совершает в окрестностях города Линц. А преступления в Германии происходят в основном в центральной части страны. Между этими локациями и располагается город Хайльбронн.
ДНК женщины без лица находят на местах разносортных преступлений. Нападения на офисы, автосалоны, мелкие бытовые кражи, угоны транспорта. У этих преступлений не было каких то общий черт. Объединяла их только ДНК неизвестной, которой по прежнему удавалось уходить незамеченной.
25 апреля 2007 года, около 2 часов дня в полицию города Хайльбронн поступило сообщение.
На парковке «Терезенвизе» случайный прохожий заметил двух человек в форме, лежащих без чувств на земле около припаркованного полицейского авто.
В спешном порядке отряд полиции прибывает на указанное место.
На краю парковки обнаружен полицейский автомобиль с открытыми передними дверями.
У правой двери найден сотрудник полиции Мартин Арнольд, а с левой стороны его напарница, 22-летняя Мишель Кизеветтер.
Обоих находят с огнестрельным ранением в голову.
У Мартина еще прощупывался слабый пульс, а Мишель уже была мертва. Полиция города объявляет общую тревогу. Перекрываются все выезды из города, на улицы выходят патрули, задействованы даже вертолеты. К трем часам дня движение в городе полностью остановилось. Передвигаться можно было только пешком.
Делается все возможное, чтобы поймать преступников по горячим следам, но сделать этого не удается.
Также в день убийства камеры видеонаблюдения зафиксировали в городе несколько членов нелегальной неонацистской организации, находящихся в федеральном розыске.
Для расследования формируется бригада под кодовым названием парковка. Ее возглавил следователь Франк Хубер.
По крупицам следователям удается восстановить картину событий.
Кизеветтер и Арнольд были сотрудниками элитного подразделения по борьбе с наркотиками.
В день убийства экипаж напарников выехал на патрулирование. Около 2х часов экипаж остановился на парковке "Терезенвизе", по всей видимости, чтобы сделать перерыв.
Парковка представляла собой пустырь, около набережной реки Некар. Неподалеку от парковки "Терезенвизе" располагалась стоянка цыган.
Злоумышленники подошли к машине сзади, с двух боков и выстрелили в полицейских. Все произошло быстро, жертвы даже не попытались достать оружие.
На месте преступления были найдены две гильзы и две пули.
Стреляли из русского тт 33 года и из польского вис 35.
После преступники открыли двери авто и вытащили жертв из салона. Из экипировки Кизеветтер исчез табельный пистолет "Хеклер и кох", обойма к нему и наручники. Из экипировки Арнольда взяли только пистолет. Арнольд выжил. Он провел в коме 7 месяцев, прошел долгий курс реабилитации, в последствии даже вернулся к работе в полиции. Но о событиях того дня он так и не смог ничего вспомнить. Показания свидетелей не внесли ясности в дело. Около 10 человек находились вблизи парковки, но ни один из них не видел сам момент убийства.
Свидетели описали около 15 подозрительных лиц, все они были замечены в разных местах по отношению к парковке и ни одного из них не смогли идентифицировать
В довершение всего, в авто полицейских была обнаружена ДНК все той же женщины без лица.
На счету женщины без лица уже несколько десятков преступлений разного калибра. От мелких краж до хладнокровных убийств.
Кто же эта женщина, которая всегда на шаг впереди полиции? Выдвигаются разные версии. Судя по шприцу с героином, найденному ранее и мелким кражам можно было сделать вывод, что женщина наркоманка и идет на преступления ради очередной дозы.
Но поведение наркомана никак не вяжется с аккуратностью и осторожностью преступницы.
За все годы она не допустила ни одной ошибки, и ДНК - это единственное, что есть у следствия.
По другой, очень популярной тогда версии, женщина была цыганкой. Так как следы ДНК неизвестной находили на территории трех стран, можно предположить, что женщина вела кочевой образ жизни. В пользу теории говорит и случай с братьями в городе Вормс, когда следы ДНК были обнаружены на пуле. Братья были цыганами.
Но существует масса других людей, которые передвигаются по Европе. Следствие уже выяснило, что иногда женщина совершает преступления не одна, а с подельниками. Причем всегда с разными. Трое из них были пойманы. Все трое - выходцы из разных стран - Словакии, Сербии и Молдавии. Но ни один из них не выдал сообщницу.
Прокурор Гюнтер Хорн высказывал подозрения, что женщина могла быть членом банды из Восточной Европы.
В Хайльбронне во всю орудовала восточноевропейская мафия. А парковка "Терезенвизе" и вовсе была перевалочным пунктом для их грузовиков, перевозящих наркотики.
Полиция берется отрабатывать версию с цыганкой. Обыскивается стоянка цыган, которая расположилась недалеко от парковки.
Но не найдено ни табельное оружие, украденное у полицейских, ни какие либо другие улики.
Допрошен каждый из цыганской общины, у женщин берут ДНК, но среди них нет совпадений с женщиной без лица. Объявлено вознаграждение за информацию о ее местонахождении. 100 тысяч евро.
Наконец то всплывает новая информация. Еще в 2006 году в городе Саарбрюккен генетический след женщины был найдены на камне, которым разбили стекло при неудачной попытке кражи.
Находятся и свидетели. Они довольно хорошо запомнили преступника и удается составить фоторобот.
Наконец то. Но вот не задача. Фоторобот принес больше вопросов, чем ответов.
Предполагаемая женщина больше походила на молодого мужчину. У нее была короткая стрижка и даже борода.
Возможно, преступница целенаправленно скрывалась за мужским образом, чтобы водить за нос полицию. Выдвигались версии, что женщина являлась трансвеститом, или что генетические следы подкладывали на место преступлений намерено.
Как бы то ни было, но полиция все годы искала женщину и свидетелям задавали вопросы лишь о присутствии рядом женщины. Проверяются лаборатории, в которых были сделаны экспертизы ДНК. Но результата это не приносит, все анализы были проведены без нарушения технологии.
Тем временем преступления продолжаются.
В городе Вайнсберг на парковке около клиники находят тело женщины.
Женщину опознали, как Диану Павленко, медсестру психиатрического отделения этой самой клиники.
Недалеко находят автомобиль медсестры, а в нем генетический след женщины без лица.
Возникают версии, что женщина без лица могла страдать психическим расстройством или же версия, что погибшая медсестра была сообщницей неизвестной преступницы.
Психиатрическое отделение срочно проверяется, у всех женщин пациентов и женщин работников берут анализы ДНК. Но снова никаких совпадений. Полиция проверяет окружение Дианы и прорабатывает каждый сантиметр в ее квартире, но не находит ничего подозрительного.
После смерти медсестры вознаграждение за информацию о местонахождении убийцы-фантома возрастает до рекордных 300 тысяч долларов.
Было совершено еще одно преступление, на которое полиция возлагала большие надежды.
В полицию города Людвигсхафен обратился гражданин Грузии.
Он приехал в страну вместе с тремя соотечественниками, для покупки подержанных авто с целью перегона в страны СНГ.
На авторынке они встретили мигранта из Ирака, который предложил им подходящее авто, которое находится в другом городе.
Трое грузин уехали в месте с иракцем на белом Форде и исчезли. В полиции хорошо знали иракца на белом форде. Он подрабатывал полицейским информатором.
Тела грузин находят в реке Хеппенхайм. А в белом форде - ДНК следы женщины без лица.
Полиция арестовала своего иракского агента. Тот рассказывает, что действительно отвез грузин к хозяину авто, к некому сомалийцу. Между ним и грузинами завязался конфликт на религиозной почве, в результате которого мужчины были убиты, а сомалиец уехал на белом форде. Но ни о какой женщине речи не было. Полиция находит сомалийца и тот рассказывает свою версию событий. Все вместе они заехали в безлюдное место. Иракец убил грузинских мужчин из за денег, у них при себе была внушительная сумма.
Сомалиец же сбежал сразу, как понял в чем дело и ни в чем не принимал участия.
И снова, ни о какой женщине он не слышал.
В общей сложности, к концу 2008 года полиция Германии потратила на охоту за женщиной-фантомом больше 18 миллионов долларов.
Были собраны тысячи ДНК анализов у наркоманок, бездомных, проверялись также ранее судимые женщины. Сотрудники полиции отработали 14 тысяч человекочасов, преследуя фантом.
Франция. При пожаре погибает мужчина, беженец из Африки.
С целью идентификации берут пробу ДНК мужчины и с отпечатков пальцев, которые он сдавал еще в 2002 году. На этих отпечатках эксперты обнаруживают ДНК женщины без лица.
Удивительная ситуация. Ведь известно, что беженец был мужчиной. А убийца из Хайльбронна женщиной. Анализы провели повторно.
На этот раз результаты были более правдоподобны. Теперь ДНК с отпечатков принадлежали мужчине беженцу.
Такая ошибка могла произойти только в случае, если ДНК женщины уже было на расходных материалах криминалистов, которыми берутся пробы. Так и вышло. Лаборатории многих европейских стран закупали ватные палочки у одного крупного производителя из города Тиссау.
В прочем, предприятие поспешило заявить, что ватные палочки их производства совершенно стерильны. Но стерилизация убивает лишь вирусы и микроорганизмы, и на палочках могут остаться частицы кожи или пота человека.
И нигде в договоре не было указано, что палочки должны быть стерильны и генетически. На предприятии трудилось много женщин из Восточной Европы. А ведь еще несколько лет назад австрийские эксперты заявляли, что ДНК женщины без лица может принадлежать славянке.
Чтобы разобраться в этом, берутся анализы у работниц фабрики.
Следы ДНК женщины без лица принадлежали 71-летнеей полячке, которая много лет проработала на данном предприятии, в частности в отделе упаковки.
27 марта 2009 года полиция Германии сделает официальное заявление.
Поиски женщины без лица прекращены.
Казалось бы, можно вдохнуть спокойно, ведь женщины, наводившей страх на три государства, попросту никогда не существовало. Но кто же совершил все эти преступления.
Многие из них так и не были раскрыты. Например убийства Лизелотты Шленгер и Йозефа Вальценбаха.
Иракский агент полиции и его подельник сомалиец получат пожизненное заключение за убийство трех грузин ради наживы.
Расследование убийства полицейской Мишель Кизеветтер пришлось начинать заново.
Следствие выяснило, что это дело рук неонацистской террористической организации, которую, к слову возглавляла женщина. Но это уже совсем другая, ужасающая история.