Для каждого факта существует своя теория. Для всех фактов во Вселенной существуют теории всего. Но один принцип управляет всем. Вопрос лишь - какой?.. Нас тут пятеро. Истина где-то рядом. И мы непременно её найдём.
- Я вот что думаю, - Евгений снова почесал затылок (и остальные “затылки” в ожидании напряглись), - если ты утверждаешь, что эта доска - планковской толщины, это значит - что её вроде как и вовсе не существует, в данный момент.
Она похожа на... сложенные ножницы… А что такое ножницы, с точки зрения математики? Это, фактически - две линии, которые пересекаются в одной - бесконечно крохотной, точке. Пока ножницы сложены - они бесполезны. Их, как бы, не существует вообще.
И, точно так же - не существует доска планковской толщины, пока стоит к нам ребром. В таком положении она бесполезна. Всё, что мы видим - это бесконечно тонкую линию, её невидимое ребро.
Смысл ножниц заключается в том, что они могут резать. А смысл нашей доски заключается в том, что... написано на доске.
Два лезвия, две линии расходятся и сходятся в одной - бесконечно крохотной, бесконечно малой точке. И, значит - крохотный, незаметный, гвоздик - бесконечно малая точка - придаёт ножницам смысл.
И, точно так же... - бесконечно тонкая линия, тончайшее ребро планковской толщины, заключает в себе весь скрытый от глаз смысл нашей доски.
И весь этот смысл раскрывается в тот момент, когда идея, заключённая в бесконечно тонкую линию, разворачивается на 90 градусов - к нам лицом...
Я вот что хочу сказать...
“Доска планковской толщины”, стоящая к нам ребром - это… всё равно, что свёрнутая в бесконечно тонкую линию идея. И, в тот момент, когда мы начинаем её разворачивать - она, фактически, возникает из ничего - как чёртик из табакерки, и как... вселенная из той самой точки бесконечной плотности, которая, по мнению физики, была в начале всего.
И, вот вопрос… Что общего?
Что, вдруг, объединяет... три таких разных "предмета": простые ножницы, носитель (гениальной) информации и Вселенную, которая вмещает всё это, и… вообще всё?
- Иными словами - что объединяет камни, ножницы и бумагу?
- Вроде того.
- И, что же..?
- Бесконечно малая величина... которая придаёт всему этому смысл… Её имя - "планковская длина". Это - имя и, одновременно - физический размер нашей вселенной, в тот первый момент её жизни, когда она была так мала, что можно было запросто сжать... горсть… две полные горсти бесконечно крохотных вселенных в руках.
Гвоздик, бесконечно крохотная точка, придаёт смысл ножницам. Бесконечно тонкая линия скрывает… и раскрывает идею. Бесконечно малая величина, “планковская длина”, придаёт смысл вообще всему.
Планковская длина... Фундаментальная постоянная… Точка, меньше которой ничего не было и нет... которая превращается, на раз-два - во Вселенную, в самый крупный известный нам объект...
- Эта точка... она ведь как идея, написанная на доске планковской толщины. Разве нет?
- А сама идея... как Большой Взрыв?!..
- Верно!.. Пока доска стоит к нам ребром - идея как бы не существует, она - всё равно что точка - бесконечно крохотная величина... Но когда мы её нащупали и берём за “уши”, чтобы развернуть лицом - она раскрывается не сразу во всю ширину, но - постепенно... Как веер, как крылья бабочки, как ножницы, лезвия которых были сложены вместе. И если в этот процесс постепенного раскрытия идеи добавить четвёртое измерение - Время, мы получим... чашку от кофе, лежащую на боку!
- И лужу тёмной жидкости с крупинками сахара и сливками, которая выплёскивается из неё?!
- ... И это - та же картина, которую представляет Большой взрыв...
- Выходит, что… развёрнутая идея - все равно что состоявшаяся вселенная?
- А сам процесс "разворачивания" новой идеи - все равно что Большой взрыв?
- И в начале всего лежит бесконечно малая величина?
- Я не совсем понимаю, что бы это могло значить, но… это факт.