Немногие компании терпят неудачу из-за отсутствия хороших идей. Однако выбор неверной идеи, может с легкостью привести к краху компании. Согласно CB Insights, главная причина, по которой стартапы терпят неудачу, заключается в том, что они построили сервис или продают продукт, который не нужен рынку.
Но это не повод сидеть сложа руки. Даже наоборот - это повод расставить приоритеты в вашем длинном списке хороших идей и решить, какие функции заслуживают ограниченного времени, ресурсов, денег и энергии команды.
В этой статье я расскажу о том, что мешает приоретизации фич и покажу 7 лучших стратегий для того, чтобы это сделать.
Для приоретизации фич нужны общее видение и цели
Одна из самых сложных частей приоритизации фич заключается в том, что каждая фича - это не просто продуктовое решение задачи, это глубоко личное решение. За каждой фичой, точкой зрения, подходом и идеей стоит чья-то тяжелая работа и мнение. Когда к этому добавляются разный уровень контроля и инвестиций, задача становится еще сложнее.
Возможно несложно отложить идею дизайнера до следующего спринта, но как можно отказаться от приоритетной задачи от ген.дира?
Для того, чтобы добиться успеха, нужно исключить личный подход к расстановке приоритетов. Важно помнить, что в процессе приоретизации выбирается не чья-то идея, а правильное продуктовое решение для продукта и компании в целом.
Общая картина, стратегия и цели компании должны быть полностью ясны и понятны, прежде чем можно приступать к обсуждению достоинств каждой фичи.
Как отказаться от приоретизации
Итак, мы уже разобрались, что для приоретизации нужны общее видение и жесткие (порой непопулярные решения). Прежде чем мы приступим к практическим советов, вот несколько вещей, на которые стоит обратить внимание:
- личный опыт и интуиция. Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда человек проталкивает решение или фичу из-за своего неудачного личного опыта. И хотя легко обмануться приоритетностью таких задач, всегда можно подкрепить из цифрами и исследованиями, прежде чем проталкивать без очереди в следующий спринт;
- запросы от поддержки или отдела продаж. Когда сотрудники, работающие на передовой, сталкиваются с жалобами клиентов, они обязательно сообщают о них вам. И хотя это отличный способ расставить приоритеты, я все же рекомендую следить за трендами, а не за отельными запросами;
- прогнозный ROI. Сложно сказать нет большей выручке. Но не всегда стоит отдавать предпочтение фичам, которые принесут дополнительную прибыль в короткий срок. Принимая поспешные решения, можно ухудшить клиентский опыт. А довольные клиенты в долгосрочной перспективе принесут большую выручку, чем внедрение новой фичи.
7 практичных способов приоретизировать фичи
1. Категоризируйте фичи, чтобы избежать "паралича выбора"
Прежде чем вы начнете приоретизировать фичи, рекомендую вам разделить их на более крупные группы. Группа - это несколько функций, которы объединены общей целью и согласуются со стратегией компании. Разделив фичи на группы вы сможете быть уверены, что работаете именно над тем, что важно для компании в данный конкретный момент.
2. Разделите продуктовые фичи по степени осуществимости, желательности и жизнеспособности
Это один из способов посмотреть на список фичей непредвзято. Рассмотрите каждую из них отдельно и обсудите с командой:
- осуществимость: насколько технически возможна реализация с учетом текущих ресурсов и времени? Поговорите с инженерами, дизайнерами и разработчиками и разберитесь, что можно, а что нельзя сделать;
- желательность: действительно ли ваши клиенты хотят этого? Используйте все доступные инструменты, чтобы понять, действительно ли это то, чего хотят ваши пользователи. Для этого можно поговорить с исследователями, дизайнерами UX, маркетологами и службой поддержки, а также провести исследование или тестирование;
- жизнеспособность: как эта функция соотносится или поддерживает вашу общую стратегию и требования рынка? Поговорите с руководителями и другими менеджерами по продуктам, чтобы понять, как эта функция работает в большей экосистеме — как в вашей собственной (другие функции, стратегии и цели), так и в отрасли в целом (правила, юридические вопросы, финансы).
Хотя эти критерии исходят из мнений отдельных людей, их перекрестный анализ поможет сформировать объективную картинку.
3. Оцените фичи по шкале усилий/воздействия.
Когда вы определились с фичами и отсеяли часть из них, самое время решить, какие из них важнее всего и какими стоит заняться в первую очередь. Для этого можно оценить их по шкале усилий/воздействия.
Это матрица 2х2, где каждый квадрат представляет собой различный уровень усилий по разработке фичи и потенциальное влияние, которое она будет иметь:
Суть в том, чтобы выделить фичи, которые принесут наибольший эффект при минимальных затратах.
4. Углубитесь в приоретизацию с методом RICE
Иногда фичи сложные и непросто их расставить в матрице 2х2. В этом случае вам может пригодиться метод RICE. Оцените каждую фичу по этим параметрам по 10тибалльной шкале:
- Reach (охват): на скольких людей эта функция повлияет в данный период? Охват лучше всего измерить с помощью реальных показателей продукта, чтобы избежать предвзятости;
- Impact (влияние): насколько этот проект повлияет на ваши цели и стратегию?
- Confidence (уверенность): основываясь на том, что вы знаете, насколько вы уверены, что эта функция будет успешной?
- Effort (усилие): сколько времени потребует проект от команды разработчиков, проектировщиков и инженеров?
Посчитав балл RICE по этой формуле, вы сможете четко понять, какой фиче нужно уделить внимание в первую очередь.
5. Используйте свою систему приоретизации
Метод RICE не единственный способ приоретизировать фичи. Иногда вам необходимы собственные параметры, чтобы учесть нужды всех заинтересованных сторон. Вы можете начать с предложенного списка параметров и оценить вес каждого из них (на основании того, насколько этот параметр важен в разрезе всего продукта). Давайте посмотрим на примере:
Теперь назначьте оценку от 1-100 для каждой фичи в разрезе этих категорий (где 1 - минимальное влияние, а 100 - максимальное). Должно получиться что-то в этом духе:
В итоге вы получите оценку по каждому параметру и сможете легко и быстро приоретизировать фичи.
6. Используйте метод Кано
Расставляя приоритеты, не забывайте, что конечная цель - создать что-то, что ваши пользователи будут любить. Модель Кано позволяет посмотреть на фичи через призму восторга пользователя. Возможно, этот метод чуть более сложный, чем остальные, но он может принести вам удивительные идеи и помочь выйти из тупика.
Когда вы оцениваете фичи по методу Кано, отнесите ее к одной из этих категорий:
- привлекательные потребности: эти функции вызывают чувство удовлетворения и восторга, но пользователи спокойно относятся к тому, что не недовольны, если в продукте их нет;
- потребности в производительности: эти функции приводят к восторгу, если они есть, и неудовлетворенности, когда их нет (или они не работают);
- основные потребности: это то, что вы должны иметь - функции, которые ваш клиент ожидает получить;
- нежелательные. Кажется, комментарии излишни.