— Какие виды мотивации вы знаете? — вопрос менеджеру на собеседовании.
— Материальная и нематериальная! — С готовностью отвечает потенциальный руководитель. И далее следует целый перечень видов нематериальной мотивации.
Чего там только нет в этом перечне. Одни дни рождения празднуют, другие — завтрак с сотрудниками, третьи…. Много в общем всякого.
Нематериальная мотивация — великая вещь. Пользоваться которой мы, к сожалению, чаще не хотим или не умеем.
Но речь в этом посте не о методах — их вы можете почитать в умных книжках или спросить у своего HR. Речь об ингредиентах, вернее об одном ингредиенте — без которого все эти штуки про то, как без денег сделать сотрудников лояльными, не работают. Лояльность, по моему искреннему убеждению, растет не на уловках из учебников и совместных праздниках и т.д.
Я 18 лет работаю на руководящих должностях и могу сказать со стопроцентной уверенностью, что нематериальная мотивация там, где по настоящему не любят, не уважают и не ценят людей — никогда не заработает, сколько бы вы кружек с логотипом компании не подарили своим сотрудникам и поздравительных открыток не отправили. Энергию, исходящую от руководителя, искренность, честность — никогда и ничто не заменит. И без них все эти плакаты с перечислением именинников, значки про 100 лет работы и т.д. всегда будут профанацией и неправдой.
Нематериальная мотивация — это энергия руководителя в первую очередь. Она начинается с доверия к такому руководителю и возможна на 100% только тогда, когда вам не просто доверяют, но и принимают ваше лидерство. Не на основании статуса, а на основании вашей личной позиции быть открытым и смелым с людьми. И если назвать ингредиент одним словом, то я бы назвал его — искреннее УЧАСТИЕ в жизни своих подчиненных.
Свою карьеру в рознице я начинал в зарубежной компании продавцом гипермаркета. Обычно работал на выкладке в ночь и под утро порядком уставал. Но каждое утро ко мне, как и ко всем сотрудникам (ко всем) ночной и уже пришедшей дневной смены подходил директор, пожимал руку и интересовался ЛИЧНО, как прошла смена, как самочувствие — обязательно хвалил отдел за работу. И все…. Он не говорил о премиях, не подбадривал в формате «эгегей, побежали, до выполнения плана еще надо поднажать«. Просто здоровался и искренне интересовался.
Интересуйся людьми. Не штатными единицами, цифрами, планами — ЛЮДЬМИ в первую очередь. Отдавая эту энергию искренности своим сотрудникам, ты гарантированно получишь возврат. Это и есть нематериальная мотивация. А все остальное — всего лишь надстройки, которые легко скопировать. И которые ничего не стоят без искренности и участия, скопировать которые в свою очередь, невозможно.
Ведь в конечном счёте твой бизнес делает не штатная структура, твой бизнес делают ЛЮДИ.