— Какие виды мотивации вы знаете? — вопрос менеджеру на собеседовании. — Материальная и нематериальная! — С готовностью отвечает потенциальный руководитель. И далее следует целый перечень видов нематериальной мотивации. Чего там только нет в этом перечне. Одни дни рождения празднуют, другие — завтрак с сотрудниками, третьи…. Много в общем всякого. Нематериальная мотивация — великая вещь. Пользоваться которой мы, к сожалению, чаще не хотим или не умеем. Но речь в этом посте не о методах — их вы можете почитать в умных книжках или спросить у своего HR. Речь об ингредиентах, вернее об одном ингредиенте — без которого все эти штуки про то, как без денег сделать сотрудников лояльными, не работают. Лояльность, по моему искреннему убеждению, растет не на уловках из учебников и совместных праздниках и т.д. Я 18 лет работаю на руководящих должностях и могу сказать со стопроцентной уверенностью, что нематериальная мотивация там, где по настоящему не любят, не уважают и не ценят людей — никогда н