Рассуждения на почве коронавируса и экономического кризиса (лонгрид).
В последнее время стала замечать, что настроение колеблется, как маятник. От «все будет хорошо» (необоснованное утверждение) до «мы все умрем» (настолько же необоснованное утверждение). От подобных перепадов помогает мысленная инвентаризация фактов. Есть ли основания для того, чтобы утверждать, что все будет хорошо? Нет, ибо есть несколько тревог. Есть ли факты, говорящие о том, что мы умрем, и непременно все? Нет таковых.
Но что за тревоги? Их две, в основном.
Первая – это состояние экономики. Точнее, наш любимый курс доллара. Забавно мы живем в нашей свободной, суверенной стране. Работаем, строим планы, рожаем детей, надеемся на что-то… Но раз примерно в десять лет (а то и чаще) происходит какой-то странный щелчок, скачок, обнуление, офигение, как хотите назовите, и на нашу жизнь непосредственное влияние оказывает курс неведомой нами, в обиходе не нужной зеленой бумажки. Нет, ну правда, кому из нас, кто не ездит за границу каждую неделю, сдался этот доллар? А вот нет! Раз в десять лет доллар дорожает примерно в полтора-два раза, а мы, строившие планы, чего-то там хотевшие, беднеем. Потому вместе с курсом доллара цены растут, а зарплаты почему-то нет. То есть дорожает все что угодно, только не наш труд. Остановимся пока на этом.
Вторая беда – коронавирус. Неведомая хрень, непонятно откуда вылезшая, напугала всю планету до состояния шока. Я стараюсь не впадать в панику и вдумчиво читаю лишь тексты, начинающиеся словами «ученый такой-то говорит», однако это мне не помогает.
С одной стороны, кажется, что это и правда фигня. Ну вирус. Ну осложнения. Ну не у всех, и еще не здесь, и еще никто не упал замертво.
С другой, звоночки-то звенят со всего мира! Накрыло Китай, постепенно поглощает Италию и США, все звезды показательно засели на «самоизоляцию», и шлют нам приветы из своих шикарных домов. Смотришь на них и думаешь: клево, все-таки, оказаться на карантине в огромном доме с садом или даже океанским пляжем. А вот ты попробуй в двушке всемером!
И как уберечься от невидимой, неощутимой материи? Сколько ни мой руки, она пролезет. Все равно с миром надо контактировать, и где-нибудь все равно можно подхватить (с нашими-то тесными пространствами и общими туалетами, да с совещаниями по часу, я вас умоляю!)
Коронавирус внезапно обострил все социальные проблемы, разделение на богатых и бедных в особенности. Российские богатые тети и дяди едут в Италию и везут оттуда заразу на самолете, заражая и сам самолет, и кучу соотечественников. Не будь они такими богатыми, зараза «ножками», без авиасообщения, до нас дошла бы через год. К тому же, их будут лечить лучшими средствами, и им хватит всяких аппаратов ИВЛ, а вот что делать людям простым, до которых и в хорошие-то времена не было никакого дела?
А наша медицина, боже. У нас-то в голове представление о том, что, в случае чего, мобилизуют, соберут, и медики кинутся грудью на вирус и придушат его. Ага. Кто кинется-то? Бабуля, которая в поликлинике сидит и советует пить витаминку? Или эпидемиологи и вирусологи, которые сидят в госНИИ на, я представляю, какой зарплатке?
На этом фоне, честно говоря, полным издевательством выглядит отчет наших доблестных военных о том, что они отправили эскадрилью Ил-76-х в Италию. Самолеты загружены аппаратурой и врачами. А россияне, провожая взглядом столь щедрую помощь стране НАТО, лишь вопрошают: «Ребята, а нам? НАМ КТО ПОМОЖЕТ?»
Да, сейчас мне скажут, что я паникую. Возможно. С другой стороны, настолько странной эпидемии у нас не бывало, и пока никто в долгосрочной перспективе не может точно сказать, что нас ждет. Пока заболеваемость невысокая, народ массово не тестируют, и все могу гулять по улице сколько угодно. А если дело примет взрывоопасный оборот? Если прирост больных пойдет сотнями, тысячами в день? Что мы будем делать?
Не могут антисептиков сделать. Оказывается, на них нужен акциз! Акциз, ребята, во время пандемии! Маски днем с огнем не найдешь – а это же база! С каким скрипом разворачивается государственная махина, если для производства элементарных средств гигиены нет никаких ресурсов. И чего мы хотим? Реакция у чиновников одна – ласковое поглаживание по голове и приговаривание: «Все хорошо, все будет хорошо, гречка есть в магазине, успокойтесь». Ребята, нам гречка уже не нужна, мы купили, маски где, вы нам скажите.
Остановили всю культурную и спортивную жизнь. Ок. Концерты и массовые соревнования – это лучший способ нарваться. При этом крупные торговые центры и фитнес-центры работают, туда массово ходят люди. Транспорт работает. И слава богу, но как же страшно становится, как подумаешь, сколько людей стоят рядом в тесном душном пространстве. Не останавливается производство, многие ходят на работу – а куда деваться? Дело-то надо делать…
И опять всего два полюса – либо пофигизм (идите куда хотите, делайте, что хотите, а дальше оно само рассосется), либо паника (боже, оно уже здесь, приехало поездом из Москвы, надо мыть руки и носить противогаз!) Почему-то нет опущения планомерной, спокойной, умной работы. Не верится уже ни во что. Ни в то, что диагностируют, ни в то, что найдут все контакты, ни в то, что вылечат…
- Вот ситуация с прилетевшими из Москвы, среди которых выявили больных. Пишут в Интернете: «Просьба к летевшим этим рейсом позвонить на горячую линию, отчитаться, засесть на карантин». Вы, ребята-чиновнята, лично должны найти всех по фамилиям и посадить людей в строгую изоляцию. Не по их доброй воле, не по их звонку, а сами пофамильно всех собрать, понимаете? Вы должны провести эту работу, а не «сознательные» граждане. Иначе они дальше поедут по стране и повезут вирус.
И теперь от паники возвращаемся к первому беспокойству. К экономике.
Мы сейчас, наверное, не совсем осознаем, что будет дальше. Рубль уже ослабел, и мы уже обеднели. Но это только начало. Потому что, если мы сядем на карантин, нам, конечно, будут платить какие-то деньги типа больничного, но то, что мы обычно делали, окажется подзаброшенным. Культура, сфера услуг и спорт уже в штопоре. А что будет, когда зараза затронет производство? Для нашей далеко не здоровой экономики это все, конечно, очень страшно.
И тут палка о двух концах получается. Не закрывать все – пострадают люди. Закрывать – экономика пойдет под откос. Поэтому здесь, сейчас важно очень продуманно принять решение, как защитить людей, не дать вирусу «вспыхнуть» - и в тоже время как сохранить жизненно важные процессы внутри страны (производство, медицину, доставку продуктов, безопасность)…
Грустно это все. Нам, конечно, для развлечений хватило бы чего-то одного: либо вируса, либо чудовищного курса доллара… И так хотелось нормальной, спокойной жизни!
А знаете, о чем я думаю, когда мне становится совсем хреново? Я представляю себе мужика. Он в поле фигачит на тракторе, совсем один, сажает хлеб – и пофиг ему на вирус. И птички поют.
Вот. Такие вот размышления.