К сожалению, пока еще у многих отношение к наследию (не только к памятникам, но и ко всей архитектуре прошлого) как к старью, от которого нужно избавляться. Но на самом деле, всем горожанам должно быть понятно, что это настоящий актив для города как экономический, так и культурный, важно уметь с ним работать. Заниматься этим нужно осознанно и ответственно.
Хочется прежде всего объяснить, что наследие - это не только здание со статусом ОКН (объект культурного наследия), но и весь существующий город, в котором должна сохраняться преемственность развития. В этом плане экспансивное отношение к городу содержит в себе много агрессии по отношении к нему. Т.е. В этом развитии прошлое города отрицается.
По мнению многих архитекторов, вопрос : «сносить или не сносить?» приводит к проблеме единой системы ценностей. Что считать ценным, по каким критериям необходимо оценивать здание?
Важно понимать, что в современном мире зданию нужна не просто реставрация и консервация, а его адекватное «адаптационное приспособление» ( adaptive reuse) в соответсвии c запросами города. Архитектору необходимо привносить мероприятия, направленные на повышение ценности объекта. Вследствие чего естественно может произойти и повышение стоимости здания.
Также считаю важным помнить, что ОКН (объект культурного наследия) - это не обязательно музей. Важнее сохранить ценность объекта и ее преумножить.
Согласно ЮНЕСКО, для включения объекта в Список всемирного наследия объекты должны иметь выдающуюся универсальную ценность и соответствовать, как минимум, одному из десяти критериев отбора. С ними можно познакомится на их сайте: http://whc.unesco.org/en/criteria/
Среди архитекторов, многие годы занимающихся редевелопментом, часто можно слышать следующие критерии:
• Аутентичность - как объекта, так и строительных материалов, технологий, архитектуры.
• Историческая ценность - объект, как источник информации, памяти о прошлом.
• Внешние ценности - видимые следы, оставленные какими-то событиями.
• Добавленные ценности - ценности приобретенные во время своего существования, например, здание стало общественным или социальным символом города.
Цель «адаптационного приспособления» объекта культурного наследия состоит в выявлении ценности здания, которую необходимо поддержать и транслировать будущим поколениям для устойчивого развития города.
В Уфе, пока самым интересным и актуальным примером такого процесса можно назвать квартал Арт-квадрат.
Пространство запускалось постепенно, площадка сначала проверялась событийными мероприятиями. Постепенно этот квартал превращается в творческий кластер и новый центр городской жизни. Таких пространств для миллионной Уфы необходимо несколько, разного масштаба, но в каждом районе.
В посте использованы материалы лекции Н.Тютчевой, курс (Re)new, школа Марш.