Жил-был штамп. И был он так хорош, что все его любили. Ходили к нему в гости, а он давал обедни. Сперва ходили человека по два, потом – по двадцать, потом – по двести. Там – и миллион. И так его все любили, что успели побывать у него в гостях и жук, и жаба. И однажды ходить к штампу в гости стало считаться дурным тоном. Уж слишком он стал попсовым, зазнаистым и заурядным. Ну, прямо, как штамп:)
Если угодно наукообразия, то вот определение:
штамп – это название клише, которое говорящим оценивается негативно, что связано со слишком большой частотой употребления этого клише.
Например:
- Люди в белых халатах
- Чёрное золото
- С чувством глубокого удовлетворения
- Круглая дура
- Острый, как бритва
и т.д.
По большому счёту говорить без штампов практически невозможно. Это точные устоявшиеся конструкции. Некоторые по точности приближаются к фразеологизмам.
Другое дело, штамп литературный. Штампы могут быть языковыми и сюжетными.
Из языковых вспомним любимые многими (и мной в том числе) “изумрудные глаза”, “золотой свет фонарей”, “развевающиеся на ветру волосы” и прочее.
Что с ними делать-то?
- развивать начитанность. Читайте и классиков, и современных мастистых авторов, и молодых. Чем больше читаете, тем скорее начнете распознавать штампы.
- стараться подобрать более точное и личное описание.
- дайте нейтральное описание, без штампонутой цветистости
Как найти верное слово?
Помните, как расходятся круги по воде, если кинуть в речку камень? Вот то же со словами. Кстати, приём часто используют переводчики с их кругами Эйлера.
Предположим, есть у нас “жгучая боль”. Точное описание? О, да! Штамп? Безусловно!
Давайте кинем камушек и посмотрим, что будет.
- “Сильная” боль - нейтрально
- “Жгучая” боль – штамп
- Такая сильная, что хотелось выть, кричать, стонать – уже лучше, хотя не лишено штампа
- Ногу жгло. Я только что пролил реактив с кислотой. Чёрт подери, как же больно, мать твою за ногу! – возможно
- Ногу жгло так, что я был согласен ампутировать её без наркоза – возможно.
- Боль была резкой. Ногу жгло, как будто её засунули в печь вместо горшка – возможно, но с осторожностью, зависит от контекста произведения.
- Ногу жгло так, что я представил себя Жанной д’Арк на костре Священной инквизиции – а вот это уже перебор
- Боль была жгучая, как у Железного человека, когда ему делали операцию на сердце – слишком далеко, не всем понятно, плюс слабые телесные ощущения, читатель может не среагировать
Вот так и кидаем камушки, пока не докопаемся до точных ощущений от “жгучей боли” или до точного оттенка “изумрудных глаз” и почему вообще зелёного оттенка.
Различайте речь автора и речь персонажа. Персонаж вполне может говорить и штампами, и канцеляритом, и обсценной лексикой. Другое дело, что это его характеризует. И, конечно, персонажи не должны говорить одинаково, как не могут говорить одинаково два живых человека.
Также со штампами можно поиграть (если уж так вам охота их употребить в тексте):
- превратите в метафору
“скрипучие ступени”
Он со свистом скатывался по карьерной лестнице. Уверяю вас, ступени скрипели с сарказмом, мол, мы тебя, дружок, ещё на собеседовании предупреждали.
- добавьте деталей, дайте фразе развитие
“бледный, как смерть”
Твоя дорогая Юлечка бледная, тощая и плоская, как смерть. А мне нужен наследник!
- улыбайтесь, друзья! Т.е. ирония – наше всё.
“развевающиеся волосы”
От ветра развевались волосы на ногах.
Со штампами языковыми разобрались.
Что касается штампов сюжетных, то тут – добро пожаловать в мир книг, фанфиков и кино. Единственное, тут нужно понимать, что:
- сюжетов количество ограниченное
- некоторые персонажи находятся на грани архетипов
Примеры сюжетных штампов:
- крутой мэн влюбляется в простушечку (привет Бриджит Джонс, 50 оттенков, Гордость и предубеждение, Сумерки и прочии истории об ангелах/вампирах/эльфах и обычных смертных девушках)*
- герой переносится в параллельный мир и оказывается… да-да, избранным!
- появляется чудесная фея/мудрец/наставник и решает все-все-все проблемы нашего героя
- добро-доброе добро и злобно-злобное зло
- главный герой умирает и… воскресает
ну, вы поняли :)
* другое дело, как это написано...
Что делать?
- насыщать личными оригинальными деталями
- всё же найти достойную историю и живого персонажа (а это сложно!)
- обыграть
- обыграть и дать натурализм (т.е. вот как это всё реально выглядит в нашем мире или в мире, выдуманном автором)
Лучший обыгрыватель – это, конечно, Мартин!
Смотрите:
- главный герой в первой же книге умирает (как такое может быть?!!!:)
- Джейме Ланистер ака рыцарь на белом коне (так себе рыцарь, да?:)
- Бриенна Тарт ака дева-воительница (привет, натурализм!)
- Тирион ака мудрец (и целый букет проблем, начиная с роста)
- Дейенерис ака герой (со всеми драконами, освобождением из цепей и прочим причинением добра)
- Мизинец ака человек, который сам себя сделал (офигенный персонаж, правда? Серьёзно, за ним очень интересно следить)
И т.д.
Расширенные списки штампов (и языковых, и сюжетных) можно легко найти в интернете.
Всем бобра и хороших текстов!
ПС давайте играть со штампами:)) Выбирайте 1-2-3 из тех, что я упомянула в статье, и пишите в комментах, что с ними можно сделать. Я прочитаю ваши варианты и дам обратную связь!:)) Напоминаю: метафора, детали, ирония.