Я ненавижу фразу " убить время.” Здесь, на этой земле, ни у кого нет переизбытка времени—мысль о том, чтобы убить любую его секунду, просто заставляет меня съежиться. В дзенских монастырях можно увидеть древнее китайское стихотворение, написанное на Хань, деревянной доске, которая ударяется, чтобы призвать людей к медитации. Все происходит примерно так:
Велик вопрос жизни и смерти
Мгновения пролетают быстро и теряются
Тратить время впустую-это большой позор
Не тратьте впустую свою жизнь
У людей есть огромное разнообразие определений того, что является потерей времени, а что нет. Некоторые люди хотят оставаться занятыми и продуктивными каждую минуту. С другой стороны, когда Курт Воннегут спросили, в чем, по его мнению, заключается смысл жизни, он ответил: “Мы все просто пукаем вокруг, и не позволяйте никому говорить вам другое.- Но Курт Воннегут в свое время многого достиг.
Тогда возникают неизбежные ситуации, которые, кажется, высасывают наше драгоценное время. Мы попадаем в пробку. Мы обязаны навестить очень скучных родственников. У нас нет другого выбора, кроме как просто стоять и ждать, пока не приедет автобус, а сейчас уже очень, очень поздно.
И вообще, что такое время? Догэн Дзэндзи говорит, времени существования и существования времени. - Мы не статичные существа, которые движутся во времени, - сказал он. То, чем мы действительно являемся, - это само время. Я один из тех, кто любит всегда быть занятым и продуктивным. Из-за этого мне часто было трудно расслабиться. То, что большинство людей делают, чтобы расслабиться, кажется мне пустой тратой времени. Они ничего не добиваются, что, конечно же, и есть самое главное. И я ненавижу это. Моя практика медитации была для меня находкой, потому что она позволяла мне расслабиться, не чувствуя, что я трачу драгоценное время впустую.
Один из распространенных способов истолковать буддийскую заповедь не тратить время впустую - это думать, что она означает, что мы всегда должны быть заняты какой-то деятельностью, направленной на достижение чего-то. Но это идет вразрез с другой, более фундаментальной идеей буддизма, которая заключается в том, что одна из главных причин страданий-чрезмерная зацикленность на целях и достижениях. Значит, это должно означать что-то другое.
Я боролся с идеей целей и достижений на протяжении всей своей многолетней практики. И я пришел к выводу, что Курт Воннегут был прав—мы все просто пукаем. Но если мы действительно собираемся пукать по-буддийски, то должны пукать как можно тщательнее. А еще мы должны знать, как принять скуку и как любить быть там, где, как нам кажется, мы не хотим быть.Но это стремление к будущим свершениям просто создает привычку всегда стремиться к чему-то другому, чем то, что мы имеем прямо здесь и сейчас. В результате, даже когда мы достигаем своей цели, мы все еще движимы этими привычками, чтобы искать следующую вещь. Я боюсь, что даже непревзойденное полное совершенное просветление никогда не будет достаточным, если вы создали достаточно сильные привычки всегда искать что-то другое.
Лучший способ, который я знаю, чтобы научиться не тратить время впустую, - это практиковаться в том, чтобы не тратить время впустую. Каждый день выделяйте несколько минут, в течение которых вы даете себе обет полностью пережить все, что попадется вам на пути. Я не говорю, что вы должны пытаться сосредоточиться на том, чтобы быть “в данный момент” (что бы это ни значило). Не пытайтесь делать вообще ничего, кроме того, что вы делаете, что большинству наблюдателей покажется пустяком. Как мало они знают! Даже если вы отвлекаетесь и ненавидите сидеть на своей подушке, ничего не делая—просто сделайте это. Не пытайтесь быть кем-то другим, кроме того, кто и что вы есть. Как гласит старая дзенская поговорка: "Если приходит ясный ум, пусть он приходит. Если приходит затуманенный ум, пусть он придет.”
Значит, ты не убиваешь время. Ты учишься тому, как сделать его живым.