ГЕНИАЛЬНОСТЬ – это проклятие или благословение?
Гениальность иногда бывает разрушительна для личности и ходит с безумием порой рука об руку...
Кто вам будет ближе: одаренный живописец, живущий тихой жизнью или гений с роковой судьбой?
Одаренные люди зачастую обладают подвижной психикой. Это сейчас нам доступна терапия у психолога, коучинг и тренинги с базой по личной психологии, а тогда... Творческие люди справлялись как могли. И не всегда эти методы были экологичными.
Вы скорее всего, знаете этого мастера!
Михаил Врубель.
Вы точно видели его картины: «Царевна Лебедь», «Демон», «Алёнушка»!
Одна из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи это «Демон» Врубеля. Художник начал над ним работу еще в Киеве в 1885 году, но что-то помешало ему закончить работу и он уничтожил свое творение. Позже образ демона стал для Врубеля чуть ли не ключевым! С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее, а Врубелю становилось все хуже и хуже.
Все началось с картины «Демон сидящий».
Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо, не правда ли?
Юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Нет образе злобы и коварства.
Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона:
Люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа».
Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире.
Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный.
Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона.
Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий».
Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение.
Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему? Вот он видит демона, устремленного в небеса, вольного, словно ветер. Но в то же время, художник наперед знает, чем закончится этот полет. Впереди у демона лишь падение, разочарование и тоска, как и у его создателя.
Вскоре художник заболевает, у него обнаруживается сильнейшее психическое расстройство. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать.
Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он.
В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия. Он мнит себя святым, царем и даже Пушкиным
И везде он оставляет целые стопы рисунков, которые совсем не похожи на рисунки сумасшедшего - все они светлые и умиротворенные.
Врач, лечивший Врубеля, записал в своем дневнике:
Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым.
Современные психологи, утверждают, что гений лечился своими рисунками, они сдерживали его болезнь. Он изобрел свой метод лечения - то, что через 30 лет после его смерти называется арт-терапией, то есть лечение искусством. В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и ему удается заставить болезнь отступить.
Спустя некоторое время он выходит из больницы. Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись. Через две недели после написания Врубелем портрета своего сына Саввы, у малыша поднимается высокая температура, несколько часов врачи не могут ее сбить, беспомощно разводят руками и ставят диагноз менингит. Лекарства здесь не помогают, единственное, что остается – молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел:
Неужели его кисть гения повредила собственному ребенку?
Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания. Кажется, что Врубель в точности повторяет судьбу своего демона. Спустя еще какое-то время художник слепнет. Свою последнюю картину "Портрет поэта Брюсова" Врубель так и не успел дописать.
Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе.
«Демон», уничтожил своего творца?
Удивительным образом Врубель словно мнит себя самого демоном. Он рассказывает жене разные причудливые истории из жизни, что он жил во все времена, строил готический собор, расписывал стены Ватикана вместе с Рафаэлем и Микеланджело. А еще, что скоро у него появятся изумрудные глаза, совсем такие же, как и у его бессмертного демона...