Несмотря на растущие опасения по поводу связанного с коронавирусом снижения мирового спроса на нефть, Саудовская Аравия недавно дала понять, что намерена наводнить рынок еще большим дисконтированием экспорта после отказа России от предложенных сокращений добычи ОПЕК +. При этом Эр-Рияд надеется заставить Москву вернуться за стол переговоров, хотя такая игра почти наверняка приведет к обратным последствиям - и это плохо.
С одной стороны, Россия давно опасается сокращения добычи нефти, опасаясь сокращения своей доли на рынке, и поэтому вряд ли быстро уступит требованиям Саудовской Аравии. И по сравнению с Эр-Риядом, у Москвы также есть больше наличных резервов, чтобы выдержать период низких цен. Нефтяная экономика Саудовской Аравии, с другой стороны, будет в числе тех, кто наиболее сильно пострадает от самого снижения цен до того, что теперь она охотно помогает усугубить ситуацию.
Обоснование России
После недавней ссоры России с Саудовской Аравией по поводу сокращения добычи совещание Объединенного технического комитета ОПЕК +, намеченное на 18 марта - на которое российские официальные лица ранее заявляли, что примут участие, - было отменено. Российский министр энергетики Александр Новак затем забил гвоздь в гроб 13 марта, заявив российским государственным СМИ, что Москва не видит оснований для возвращения к переговорам со своими бывшими партнерами по ОПЕК +. Решение России о выходе было спровоцировано ультиматумом, исходящим от Саудовской Аравии, чтобы поддержать сокращение добычи на 1,5 миллиона баррелей в сутки (баррелей в сутки) до конца 2020 года. Но во многих отношениях реакция Москвы была долгой, и это отражает ее направленность на долю рынка и максимизации долгосрочной выручки.
Обязательства России по сокращению добычи в рамках ОПЕК + никогда не превышали 300 000 баррелей в сутки. Саудовская Аравия, напротив, последовательно перевыполняла свои обязательства с момента заключения в декабре 2016 года соглашения об ограничении производства. По сравнению с Саудовской Аравией России также часто требуется больше времени для осуществления сокращений. В результате Россия в основном сохранила свои объемы в последние годы и даже выиграла от роста цен в 2017–2019 годах, хотя и не смогла нести почти пропорциональную долю бремени - тенденция, которая все больше расстраивает Саудовскую Аравию. Фактически, российское производство углеводородных жидкостей было фактически выше в первом квартале 2020 года, чем в декабре 2016 года.
Заместитель премьер-министра Игорь Сечин, который также является генеральным директором российского государственного нефтяного гиганта "Роснефть", с самого начала выступал против участия в ОПЕК +, но был отвергнут президентом Владимиром Путиным. Тем не менее, аргумент российской нефтяной промышленности против передачи большей доли рынка был усилен, поскольку цены на фьючерсы на нефть марки Brent выросли за 70 долларов в 2018 году. Это привело к росту добычи в США более чем на 2 миллиона баррелей в сутки в 2019 году, что компенсировало спрос на российскую нефть. сырой (а также весь рост мирового спроса). Но американский сланец - не единственное чувствительное к цене предложение. Примерно половина роста поставок в настоящее время также происходит за пределами США, в основном за счет глубоководных проектов в Норвегии, Бразилии и Гайане.
В середине 2019 года Путин публично выступил против стремления Саудовской Аравии к повышению цен, заявив, что считает диапазон 60-65 долларов «комфортным». Затем, в марте, опасения по поводу замедления экономического роста и раннего развития пандемии коронавируса привели к дальнейшему снижению цен на нефть марки Brent до уровня 50 долларов в начале марта, что, по словам российских чиновников, включая Путина, по-прежнему остается комфортным. Таким образом, возможно, неудивительно, что Москва отклонила предложение Саудовской Аравии о сокращении производства на встрече министров стран ОПЕК + 5-6 марта.
Московский взгляд на рынок
Все это говорит о том, что российское руководство приняло пессимистический взгляд на текущий рынок и считает, что цены должны провести некоторое время ниже своего равновесия. ограничить более дорогостоящие поставки как для сланцевых продуктов с коротким циклом, так и для морских продуктов более длительного цикла. Позицию российского правительства недавно прояснил заместитель министра энергетики Павел Сорокин. В интервью Reuters Сорокин сказал, что Россия намерена позволить рыночным силам справиться с профицитом, ожидая первоначальных признаков слабости конкурирующего предложения через четыре-шесть месяцев. Он также сослался на более длительный цикл оффшорных поставок, сказав, что, если бы Россия согласилась на спрос Саудовской Аравии на крупное сокращение ОПЕК +, это привело бы к инвестиционным решениям, способствующим росту конкурирующих поставок через три-четыре года. Удивительно, но он высказал мнение, что равновесие России составляет 45-55 долларов за баррель, что, по его словам, должно быть удобным для производителей и позволит восстановить спрос.
Идя этим путем, Россия принимает период значительных финансовых трудностей, чтобы максимизировать рост доходов в долгосрочной перспективе. Алексей Курдин, глава Счетной палаты Российской Федерации, заявил, что текущие цены на нефть сократят государственные доходы на 42 миллиарда долларов, а падение цен и ослабление рубля заставят россиян усилить бедность. Как парламентский орган, который контролирует финансовый контроль, прогнозы Палаты, как правило, более пессимистичны, чем перспективы российского правительства, но зачастую более точны.
Российский Центральный банк заявил, что он был лучше подготовлен и имел более высокие резервы, чтобы справиться с обвалом цен сейчас, чем это было во время обвала 2014-16 гг. Учитывая, что основные экспортные нефтяные смеси России, Urals, вероятно, останутся ниже $ 41,62 за баррель до конца года, ее валютные резервы пострадают. В результате пострадают социальные расходы, а региональные власти России истощат свои резервы и будут вынуждены занимать. Но в целом бюджетное безубыточность России для Урала находится в середине 40-х годов. И это, в сочетании с тем фактом, что экспорт углеводородов составляет менее 35 процентов от общего объема государственных доходов, ставит Россию в более сильное положение, чем Саудовская Аравия, чтобы справиться с падением цен на нефть. Но, несмотря на эти риски, В Москве подсчитали, что долгосрочные доходы пострадают от потери доли рынка из-за сокращения производства. И что в отсутствие соглашения ОПЕК + конкуренты вскоре начнут менять свои инвестиционные решения, несмотря на то, что большая часть потерь объема, вероятно, произойдет в 2021 году после того, как цены снизятся и начнут восстанавливаться.
Рискованная азартная игра Саудовской Аравии
Саудовская Аравия также имеет финансовую подушку для поддержания своего текущего противостояния с запасами примерно в 502 миллиарда долларов. Но с учетом безубыточности Эр-Рияда, превышающей 80 долларов за баррель, более низкие цены на нефть начнут истощать эти запасы гораздо быстрее, чем запасы России. Бюджет королевства на 2020 год был основан на дефиците в 6,4% при цене на нефть марки Brent в 65 долларов за баррель. Это подпитало недавний толчок саудовского кронпринца Мухаммеда бен Салмана к повышению цен, а также его готовность пойти на проигрыш, что Россия уступит ультиматуму для крупного снижения, когда они столкнутся с перспективой падения цен. Но его решение нанести ответный удар по России, понизив цены на нефть и увеличив добычу, может иметь неприятные последствия, и это плохо.
Государственный нефтяной гигант королевства Saudi Aramco объявил о снижении цен 7 марта, а затем пообещал поставлять на рынок 12,3 млн баррелей в сутки нефти и нефтепродуктов всего через два дня. Это больше, чем королевство может производить каждый день, основываясь на существующей инфраструктуре Saudi Aramco, несмотря на то, что его мощность составляет 12,5 миллиона баррелей в сутки. Но одного движения было достаточно, чтобы цены упали. В ответ на неспособность ОПЕК + достичь соглашения о сокращении добычи 6 марта цены на нефть марки Brent закрылись на уровне 46 долларов. Но когда в нерабочее время торги возобновились в тот вечер, когда Саудовская Аравия объявила о своем решении увеличить производство 7 марта, она упала еще на 13 долларов до 33 долларов.
Это иллюстрирует часть дилеммы для Эр-Рияда. По сравнению с Россией, Саудовская Аравия считает, что перспективы восстановления цен на нефть марки Brent только до диапазона от 45 до 55 долларов к концу 2021 года будут гораздо менее утешительными. Конечно, такой диапазон тоже не идеален для Москвы, но он гораздо более терпим, поскольку Москва истощает резервы более медленными темпами и может надеяться на восстановление своей бюджетной точки баланса в 2021 году. Но поскольку Саудовская Аравия толкает цены в Фьючерсы на нефть марки Brent могут вскоре упасть в диапазоне 20-30 долларов.
Если в течение большей части этого года цены останутся на уровне 30 долларов или ниже, Саудовская Аравия будет вынуждена сократить социальные расходы, а также еще больше отложить дорогостоящие проекты в рамках своей и без того проблемной программы экономической диверсификации Vision 2030. Для мелких производителей в других странах это приведет к падению цен ниже не только рентабельности, но и текущих эксплуатационных расходов, что приведет к отключению некоторых конкурирующих поставок. Когда спрос на нефть упадет, предложение в конечном итоге и резко сократится в других местах, вплоть до 2021 года. Но избыток запасов по-прежнему будет препятствовать росту цен до 60 долларов, в то время как запасы будут нарастать, в то время как российские резервы стабилизируются на уровне 45-50 долларов.
Возможные результаты
Это оставляет ситуацию, в которой есть несколько правдоподобных результатов, наиболее вероятно, что ОПЕК + никогда не достигнет соглашения по сокращению производства, и физический рынок в конечном итоге исправляется (как ожидает Россия). В рамках этого сценария поведение Саудовской Аравии становится все более важным. Даже без формального соглашения с Россией Эр-Рияд может подтолкнуть ОПЕК или меньшую группу разрыва с другими арабскими странами Персидского залива к сокращению производства, что будет означать меньшую финансовую боль для всех, особенно саудовцев, и более быстрое возвращение к равновесию. , Такое сокращение могло бы быть сделано неофициально, чтобы избежать появления капитуляции, и также могло бы позволить Эр-Рияду постепенно занять большую долю рынка в будущем (хотя это потребовало бы сохранения цен ниже $ 60, чтобы предотвратить новое возрождение США).
Альтернативный сценарий состоит в том, что финансовая боль от падения цен на нефть в конечном итоге возвращает Саудовскую Аравию и Россию к столу. Российская капитуляция и принятие первоначального предложения ОПЕК, возглавляемого Саудовской Аравией, маловероятны, учитывая, что Россия явно хочет избежать петли обратной связи, в которой сокращения добычи приводят к преждевременному восстановлению цен, что в конечном итоге приводит к сокращению ее доли рынка. Но это не означает меньшую сделку, когда русские берут на себя скромное сокращение, а саудиты снова несут больше бремени, что невозможно, или даже российская капитуляция и принятие первоначального предложения ОПЕК под руководством Саудовской Аравии. Учитывая относительную финансовую мощь Москвы и Эр-Рияда, это, пожалуй, наиболее вероятный результат, если Саудовская Аравия и Россия возобновят переговоры.