Говоря о поисках смысла жизни, в памяти моей всплывает история двадцатилетней давности, которую рассказала мне одна добрая христианка.
Юлия Павловна Смирнова не была простой женщиной. Много лет она проработала в горкоме партии, а потом в том же районе, в горсовете участвовала в распределении квартир.
Жизнь свою она полностью посвятила мужу Николаю Сергеевичу, поэтому после его смерти не могла найти себе места в жизни. Смерть Николая Сергеевича совпала с выходом его жены на пенсию. Юлия Павловна все ещё была красива, стройна и ухожена, но сердце свое похоронила вместе с мужем. Да и деток у них не было, заботится было не о ком. Затосковала Юлия Павловна, заболела и перестала выходить из дома.
Моя знакомая, Юлия Павловна была рождена в 1930 году и тайно окрещена в одной из провинциальных церквей, в городе на Волге. В какой - то момент она увидела во сне Богородицу и та сказала ей , что не время скорбеть и жалеть себя, нужно идти в храм и посвятить себя служению Богу. Для истинной коммунистки это было неприемлемо. Но поднявшись с дивана она вспомнила, что в шкафу, на верхней полке завернутая в газету и тряпочку лежит старинная, родительская икона в окладе . Сняв с нее все покровы женщина ахнула. На нее смотрел тот самый образ Богородицы из сна. Юлия Павловна растерялась, села на пол и обхватила голову руками, ей казалось она сходит с ума. Посидев так примерно час, она позвонила в дверь соседке, женщине лет на десять старше ее и рассказала о произошедшем. Соседку звали Арина Дмитриевна и она уже года три была прихожанкой местного храма. Та задумалась и сказала, что не может объяснить произошедшего , но завтра суббота и она собирается на службу в храм. Вот отец Никанор, наверное, смог бы внести ясность.
Арина Дмитриевна задала моей знакомой простой вопрос - верует ли она в Господа нашего, Иисуса Христа. Юлия Павловна многие годы верно служившая партии задумалась. Ей предстояло признать, что все существующее на земле не произошло по теории Дарвина, а создано Богом. Поверить так сразу она не смогла и несмело ответила:
- Я бы очень хотела поверить, помогите мне.
Арине Дмитриевне понравился искренний ответ партийной дамы и она пригласила ее пойти на службу в храм.
Готовясь к службе Юлия Павловна нашла библию и начала читать псалмы. Они ей нравились и были понятны. Она помолилась как смогла. Завела будильник на раннее утро, чтобы не проспать.
В Церкви было торжественно и празднично. Ярко горели свечи, певчие старались во всю.Юлия Павловна много не понимала, но пение церковного хора долгое время удерживало ее внимание. Лица прихожан были обращены к иконам , люди неистово молились. Народ был разный. Кто пришел просто так подивится на службу, а кто за помощью и вразумлением. В храме было много людей, воздуха не хватало, страдавшая болезнью сердца Юлия Павловна часто выходила улицу. Соседка же, видя это, и не зная причины, высказала ей:
- Что, тяжело и не интересно?
Юлия Павловна не стала рассказывать о причинах, ей было совестно. Она попросила познакомить её с батюшкой, отцом Никанором и добрая женщина выполнила эту просьбу.
Юлия Павловна рассказала святому отцу о недавнем происшествии, о смерти мужа и о своей жизни. Рассказала о нежелании жить и о хрупкой надежде, которую поселил в ней призыв Богородицы. Она хотела бы попробовать уверовать, но не знает, как начать. Вот здоровье ещё подводит. Отец Никанор внимательно выслушал и среди прочих рекомендаций посоветовал Юлии Павловне выучить несколько молитв, а перед следующей службой помолится, попросить сил и уповать на Господа.
Для бывшей партийной дамы все это было в диковинку, она сомневалась и не верила. Но все же решила продолжить чтение псалмов и сделать все так, как батюшка сказал. А для себя решила, если на ее глазах свершиться три неоспоримых чуда, то остаток своей жизни она посвятит служению Богу. Правда, новоиспеченная прихожанка не представляла себе как может выглядеть это служение.
К удивлению Юлии Павловны следующую службу она отстояла полностью, время прошло незаметно и при выходе из церкви она чувствовала такую благодать в душе , что от радости хотелось петь.
Понемногу жизнь вдовы начала меняться. А Арина Дмитриевна не упускала случая указать соседке, что правильно , а что нет. Но Юлия Павловна не обижалась, она была благодарна, что жизнь ее обрела смысл.
Юлия Павловна твердо настроилась жить по заповедям Иисуса Христа и все больше участвовала в жизни Храма. Тогда там шел ремонт и ежедневно, по окончании строительных работ, она приходила убираться. Она много не понимала, но помня что каждый раз Господь дает ей силы отстоять службу, все больше изучала правила жизни истинных христиан. Постилась, как здоровье позволяло , а через год уже сама могла поддержать новичков и советом и делом. Здоровье улучшилось и она славила Господа, все ее силы были направлены на постижение истины.
Однажды вместе с Ариной Дмитриевной и ее внучкой Юлия Павловна отправились на Север нашей Родины, чтобы посетить Соловецкий монастырь, Кижи, Валаам и Питер. Девочке было 11 лет, звали ее Вероника. Ребенок был очень избалован и капризен. Родители покупали все, что она не попросит. Не о каких ограничениях речи идти не могло.Бабушка неоднократно приглашала внучку в храм. Однако, побыв там минут пятнадцать, ребенок убегал и больше не возвращался. Тогда Арина Дмитриевна и решила показать внучке другую жизнь. Известно, что в основном, люди на Соловках живут небогато. Красота монастырей и суровой природы русского Севера отличается от красоты привычных, морских пляжей, куда постоянно путешествовала Вероника с родителями. Женщинам предстояло невозможное - за двадцать дней перевоспитать Веронику. По крайней мере надежда была. Помолившись и попросив благословения у отца Никанора, компания стала собираться в путь.
Поначалу ребенок отнесся скептически к такому путешествию, но родители настояли и пригрозили за непослушание лишить ее по приезду компьютерных игр и любимых нарядов.
У девочки было любимое занятие, она самозабвенно рисовала везде и всюду. С собой Вероника взяла краски и альбом. На страницах ее альбома появлялся то Соловецкий монастырь, то водопад , то пряха. Ребенок задавал уйму самых разных вопросов. Любой взрослый мог уже давно взорваться от постоянных "почему", "зачем" и "как" , но не наши старушки. Женщины гордились, что Вероника так любознательна. Они терпеливо давали ответы обо всем ,что знают сами или искали их у других. Понемногу Вероника стала проявлять серьезность и разбираться, что можно, а что нельзя делать в храме. Ее удивляла скучная, по ее словам, одежда монахов и скромные одеяния прихожан.Вероника жалела людей за “серость” их жизни, она говорила, что не хватает ярких красок. Апогеем путешествия стали экскурсии по Санкт -Петербургу. Вероника раскрыв от удивления рот рассматривала убранство Казанского Собора, Спаса-на-Крови и попросила старушек забраться с ней на смотровую площадку Исаакиевского Собора, откуда город видно, как на ладони. Женщины запыхались, но восхождение осилили. Воспитательницы поблагодарили настойчивую девочку , без нее они не смогли бы увидеть красоты Северной Пальмиры. Более всего Веронике понравился Морской собор в Кронштадте. Храм относился к так называемым новоделам, но яркость красок на фресках стен и потолка,новизна позолоты восполнили нехватку красок других храмов во время путешествия. Вероника ещё долгое время пыталась нарисовать Кронштадтский Собор по фото.
По окончании путешествия Вероника попросила купить ей Библию, что соответствовала бы ее возрасту и небольшую иконку для родителей. В телефоне девочки накопилось много красивых фотографий, она обещала бабушке оформить альбом с надписями к каждой фотографии. Нельзя сказать что произошли необратимые, коренные изменения, но то что кругозор ребенка расширился и появилось больше уважения к вере и верующим - это факт.
Преображение Вероники стало ещё одним доказательством могущества Господа для Юлии Павловны.
Каково же было ее удивление, когда на одну из уборок после ремонта Арина Дмитриевна пришла вместе с внучкой. Вероника сама вызвалась идти помогать. Никто не ждал от ребенка тщательности и последовательности выполнения задания, поэтому доверили ей собирать мусор, предварительно выдав перчатки и большой мешок. На лесах, высоко под потолком работали реставраторы. Они дарили старым фрескам новую жизнь. Никто не заметил как любопытная девочка достигла самой верхней точки и тихонько села рядом с Ириной, что восстанавливала очередную фреску.
- Ты как тут оказалась? - поинтересовалась художница.
Вероника рассказала о себе и попросила разрешения посмотреть на работу Ирины. Девушка предупредила Веронику о мерах безопасности и разрешила. Девочка не заметила как прошло два часа и даже не слышала, что внизу бабушка ищет ее выкрикивая “Вероника” .
- Это не тебя зовут ? - спросила Ирина.
- Ой, меня. Эх, и достанется мне сейчас от бабки, - боязливо ответила Вероника и как маленькая обезьянка опрометью бросилась вниз.
Конечно бабуля не упустила случая указать внучке на ее неправильное поведение, но узнав в чем дело, прекратила “пилить” ребенка.
В следующий раз Вероника снова пришла в храм с бабушкой, но лукавить не стала и сразу отправилась на поиски Ирины. На этот раз художники работали внизу и заметив Веронику Ирина приветливо помахала и позвала девочку. Ей показали как делают краски для работы и подготавливают поверхность перед нанесением изображений. Снова часа три Вероника не отходила от реставраторов, а бубля недоверчиво посматривала на нее и то дело спрашивала Ирину, не мешает ли ей ребенок. Ирина отрицательно махала головой и продолжала увлеченно рассказывать.
Нет, девочка не прониклась верой, но вместо привычного "папа купи очередную куклу", она попросила купить альбомы с живописью Микеланджело и Андрея Рублева. Отец удивился, но купил. Библию свою ребёнок открывал не часто, а вот альбомы были рассмотрены "до дыр". Вероника копировала работы великих мастеров. Со временем реставраторы и художники в церкви начали доверять ей и давали простые поручения.
Арина Дмитриевна не знала как относится к происходящему и время от времени настаивала на обучении девочки в воскресной школе при Церкви. Но Вероника предпочитала проводить время в художественной мастерской при храме. Сомнения одолевали бабушку, вроде и изменилась внучка - не капризничает, не просит купить безделиц, а к вере так и не пришла, молитв не знает, не молится. Юлия Павловна успокаивала ее, говорила:
- Всему свое время.
Родители Вероники удивлялись, у ребенка появилось настоящее увлечение и не было ничего, что могло бы его заменить. Когда в следующие, летние каникулы родители собирались поехать в жаркие страны, Вероника решительно заявила, что останется с бабушкой и будет помогать художникам в храме. Отец с пониманием отнесся к решению дочери и оставил ее с бабушкой.
Арина Дмитриевна давно разошлась мужем. Он бросил ее с двумя малолетними детьми, один из которых, младший брат отца Вероники был инвалидом. Дедушка попал под чары молоденькой секретарши, что была дочкой ответственного работника и узнав, что она ждет ребенка ушел из прежней семьи . Видите ли, он устал от недостатка внимания со стороны жены и “вечного лазарета” дома. Арина Дмитриевна поднимала детей одна, работала на трех работах. Все делала ради сыновей. Не было у нее ни кратковременного отдыха, ни личной жизни. Несмотря на материнские усилия младший сын умер от неизлечимой болезни сердца, как раз, когда старший заканчивал школу. Борьбу за жизнь больного ребенка Арина Дмитриевна продолжала до последнего вздоха. Она ни у кого не просила помощи и не жаловалась на судьбу, просто выполняла свой материнский долг.
Однажды, когда родители Вероники были на отдыхе, а Арина Дмитриевна с Юлией Павловной пили чай на кухне в дверь позвонили. Вероника вприпрыжку побежала открывать.
- Стой непоседа, спроси кто там . А правда, кто бы это мог быть? - задумчиво спросила хозяйка.
- Бабуля, это какая -то неизвестная тетя, - крикнула Вероника.
Бабушка разрешила открыть.
На пороге стояла женщина лет сорока, одетая по моде, но заплаканная.
- Здравствуйте, мне нужно поговорить с Ариной Дмитриевной, - виновато потупив голову произнесла она.
- Это я , - представилась соседка, - проходите, говорите. Здесь все свои.
Дама несмело прошла и присела. От чая она отказалась и поторопилась как можно скорей перейти к делу. Женщины приготовились слушать. Вероника как и раньше что - то рисовала в своем углу.
- Видите ли, я жена Вашего бывшего мужа. Я прошу у Вас прощения за все горе, которое причинила...
Арина Дмитриевна ахнула, покраснела. Из ее глаз потекли слезы, близки были переживания и боль того времени, когда она осталась одна с детишками. Но собрав волю в кулак, она жестом предложила продолжать.
- Мой муж при смерти, у него рак, осталось совсем немного времени и он покинет наш мир. Он настоял, чтобы я привезла Вас. Перед смертью он хочет попросить прощения. Не откажите.
Арина Дмитриевна вскочила с кресла и забегала по комнате, видно было по ее лицу какая борьба происходит в ее душе. Наконец она сказала:
- Наш младший сын тоже нуждался в отцовской любви и внимании, но он наплевал на клятву, что произнес во время нашей свадьбы и ушел. Не будет ему моего прощения, пусть мучается, - рыдая,
кричала Арина Дмитриевна содрогаясь всем телом.
Нежданная гостья встала и положив на стол клочок бумаги грустно сказала:
- Вот адрес больницы, если передумаете. Прощайте и простите.
Незнакомка спешно удалилась, оставив в недоумении Юлию Павловну и Веронику с широко открытыми глазами и ртом. Бабуля лежала на диване уткнувшись лицом в подушку и повторяла:
- Не будет ему моего прощения, никогда не будет. Пусть не ждет. Нет, нет, нет!
Вероника подошла и опустившись рядом с диваном на колени стала успокаивать бабушку. Юлия Павловна налила воды и напоила соседку. Когда та успокоилась и села Вероника спросила:
- Бабуля, можно сказать?
Арина Дмитриевна утвердительно кивнула. Видно было, что девочка подбирает слова.
- Бабусенька, прости меня, я скажу, как думаю.
Девочка замолчала , а потом выдала.
- Вот ты в Церковь ходишь, молишься, посты соблюдаешь, а прощать, так и не научилась. Зачем тогда все это. Ведь Бог - это любовь и он учил прощать, я не умею сказать правильно, как в Писании, но я так чувствую.
Воцарившаяся тишина предшествовала моменту истины. Арина Дмитриевна подбежала к внучке и начала ее обнимать, подмигнув Юлии Павловне, затем перекрестилась и воскликнула:
- Благодарю тебя Господи, благодарю, благодарю, благодарю...
На следующий день Арина Дмитриевна с внучкой навестили в больнице умирающего деда. А к вечеру он отошел в мир иной.
Юлия Павловна ставшая свидетельницей обретения божьей мудрости маленькой девочкой не нуждалась более в чудесах. Она давно искренне и бескорыстно служила Богу ежедневно молясь и благодаря за то, что Господь не оставил ее, атеистку с многолетним стажем в скорби и не дал умереть.