Найти в Дзене
Гадкий утенок

Нефтяная война Саудовской Аравии и России глазами немецких экспертов.

                                                                               Нефтяные вышке
Нефтяные вышке
Как обвал цен на нефть скажется на двух авторитарных режимах? У кого больше запас прочности? Можно ли возродить ОПЕК+? Консультанты правительства ФРГ из фонда SWP высказали свое мнение.

На рынке нефти - беспрецедентная ситуация, шок. Глядя на перспективы мировой экономики, возникают сомнения, что "нынешний кризис разрешится к удовлетворению двух авторитарных режимов" - России и Саудовской Аравии. Если цены на нефть быстро не восстановятся, все будет зависеть от запаса прочности двух этих стран. А также от того, как приспособятся к новой ситуации другие поставщики нефти, прежде всего - сланцевая индустрия США.

Таковы исходные тезисы аналитической статьи "Российско-саудовская проба сил на рынке нефти", опубликованной в Берлине Фондом науки и политики (SWP). Это - ведущий немецкий исследовательский центр, консультирующий по внешнеполитическим вопросам как правительство и парламент Германии, так и руководящие органы Евросоюза.

Эксперты SWP о причинах развала сделки ОПЕК+

Над статьей работали сразу три эксперта SWP. Кирстен Вестфаль (Kirsten Westphal) занимается в этом институте глобальной энергетической политикой, Янис Клуге (Janis Kluge) - специалист по России, Штефан Ролль (Stephan Roll) изучает Ближний и Средний Восток.

В подзаголовке статьи говорится, что она посвящена "мотивам, стратегиям и шансам на успех двух государств". Говоря о причинах развала формата ОПЕК+, авторы напоминают, что глобальный спрос на нефть оказался в 2019 году ниже, чем ожидалось, а в январе-феврале 2020 года цены на европейский сорт Brent уже упали на 15 процентов.

В мире царит переизбыток нефти - несмотря на то, что на рынок не поступают сейчас значительные объемы из Ирана, Ливии и Венесуэлы. Авторы объясняют это увеличением добычи в Бразилии, Ираке и, прежде всего, в США - благодаря буму сланцевой нефти. А тут еще и пандемия коронавируса. "В этой ситуации ОПЕК попала в цугцванг. Однако она не смогла добиться от России дальнейшего сокращения добычи", - говорится в статье.

Российскую позицию авторы называют "бескомпромиссной", а реакцию Саудовской Аравии, решившей резко увеличить нефтедобычу в ответ на "недостаточную готовность России к сотрудничеству" описывают словом "эскалация". В то же время они считают, что такая реакция типична для политического стиля 34-летнего наследного принца Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда, для которого характерна "проактивная внешняя политика и агрессивные действия против политических противников и критиков".

Эксперты SWP сомневаются, что решение о резком увеличении добычи Мухаммед бен Сальман принял в состоянии аффекта. Они считают, что плюсы и минусы стратегии низких цен в Эр-Рияде взвешивали на протяжении уже нескольких месяцев. Ведь еще до пандемии коронавируса уровень нефтяных котировок был слишком низким для сильно дефицитного с 2014 года бюджета Саудовской Аравии.

А это, в частности, угрожает амбициозной программе Vision 2030, призванной сделать саудовскую экономику независимой от нефти и требующей гигантских инвестиций. "Кронпринц вложил в реализацию этой программы весь свой политический капитал", а потому вряд ли согласится на ее урезание из-за нехватки бюджетных средств, считают авторы статьи.