Здоровый ребенок является активным и делает то, что ему хочется. Задача родителей – определить для ребенка границы дозволенного поведения – что ребенку делать можно, а что нельзя. Для родителей это дополнительная непростая работа, особенно, когда у них самих границы нарушены. Гораздо проще иметь дело с послушным ребенком, он требует меньше внимания. Когда родители культивируют в ребенке послушание, ему невозможно чувствовать себя «живым» ребенком. Такие «детские» качества, как активность, любознательность, спонтанность, естественность запрещены.
Еще одна причина «послушности» - страх проявлять чувства. Если ребенок не видит примера от взрослых, как можно быть в контакте со своими чувствами, как можно их проявлять без «разрушения» себя и другого, он просто запрещает себе чувствовать.
Привычка быть послушным остается на всю жизнь. Даже став взрослым, человек с установкой на послушание, боится рисковать, делать самостоятельные шаги, он постоянно ждет одобрения от окружающих.
Выросшего «послушного» ребенка раздражают те, кто ведет себя раскованно. Он видит в них свою отторгнутую часть. При этом, чаще не понимает, что завидует тем, кому позволено быть активными и делать то, что хочется.
Непризнанные и непрожитые чувства подавляются, но, напоминают о себе постоянным ощущением дискомфорта, тревогой. На этом фоне часто возникают зависимости, например, алкоголизм или наркомания.
Пример из практики.
Лере всего шестнадцать лет. Это стройная симпатичная девушка. Мама отправила Леру на терапию, потому что заметила, что дочка «курит травку».
На первой встрече Лера вела себя как «оловянный солдатик». Сидела в кресле очень прямо, не шелохнувшись, и смотрела в одну точку. На все вопросы она давала «правильные» ответы «очень хорошей девочки». «Оживала» Лера только тогда, когда начинала рисовать. Постепенно рисунки помогали выстраивать хрупкий контакт между нами.