Фильм по роману Жоржа Сименона. В главных ролях - Жан Габен, это комиссар Мегрэ (ну, это понятно) и молодая Анни Жирардо, это жена главного персонажа-преступника.
Сюжет, в общем то, стандартный для полицейского детектива и без особых изысков. На улицах Парижа появился маньяк, который убивает молодых женщин. Комиссар Мегрэ своим детективным умом вычисляет, кто бы это мог быть, и в процессе расследования выходит на маньяка (а вы как думали, не поймает? поймает!) и разоблачает его. Но тут интересны подробности. А именно, подробности семейной жизни этого нехорошего резальщика женщин и его жены. А они очень неожиданные, интригующие, и даже, с точки зрения нашей современности, шокирующие. О чём я сейчас и расскажу.
Но вначале небольшое отступление. Фильм, повторяю, снят по роману Ж. Сименона, выпущен в 1958 году.
А кто такой Ж. Сименон? Может быть это бездарный графоман, тупо стучащий по клавишам пишмашинки, и книги его никак не связаны с реальной жизнью? Нет, непохоже.
Вот что написано в вике:
Еще в 1935 году, [писатель] Андре Жид после встречи с молодым писателем сказал: «Утверждаю, что считаю Сименона большим романистом, может быть, самым большим в современной французской литературе и самым настоящим именно романистом» и которого в романах последнего поражал неожиданный для сравнительно молодого писателя запас жизненных наблюдений, знания из самых разных областей человеческой деятельности[10]. Также творчество Сименона ценили такие писатели, как Ф. Мориак, Ж. Бернанос, Р. Мартен дю Гар, Ч. Сноу и многие другие. Охотно читали их А. Мальро, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ж. Кессель, Л. Арагон[11][12].
Произведения Жоржа Сименона переведены на все основные языки мира.
Захотели бы переводить брехливые романы, в которых описывается то, что в жизни не бывает? Это вряд ли. Стали бы те же французы смотреть фильм, в котором показанные герои, их взаимоотношения и детали жизни совершенно неправдоподобны и противоречат тому, что видят в жизни? Сомнительно.
К чему я всё это говорю?
Дело в том, повторяю, что в фильме детали семейной жизни героев таковы, что абсолютно невозможны и неправдоподобны для нас, живущих в начале 21 века.
Судите сами.
Мегрэ выясняет, что главный герой-преступник стал маньяком из-за жены, потому что она ему изменила. Этот самый муж женился на молодой девушке из богатой буржуазной семьи и прожил с ней шесть лет. Он её любит, она его любит. Но он с ней не спит! Не спит он с ней по причине психотравмы из детства (здесь я подробно расписывать не буду, посмотрите фильм). И вот после шести лет такой жизни, жена его, мучаясь от отсутствия секса, решилась на измену. При этом любя и никак не виня своего мужа.
Муж знает про её измену на стороне, собственно, после её измены он и становится маньяком и режет по ночам совершенно посторонних невинных и непричастных женщин. А жена после измены чувствует свою вину, и понимает, что именно из-за неё муж стал преступником-маньяком.
При этом, не винит мужа, а наоборот, защищает его и прикрывает, обеспечивая алиби, и даже идёт домой к комиссару Мегрэ, чтобы убедить его, что муж никакого отношения к убийствам не имеет, он белый и пушистый!
Потрясающая деталь.
Когда Мегрэ выходит на её любовника, мелкого полу-уголовного типчика, танцора-жиголо, этот жиголо не верит, что дамочка замужем. Почему? Потому, как он выражается, "первая брачная ночь в её жизни у неё была со мной 2 мая". Попросту говоря, она была девственницей и он её дефлорировал.
Следующая потрясающая деталь.
Когда Мегрэ всё же разоблачает мужа-убийцу и задерживает его в комиссариате, начиная допрос и вынуждая признаться в убийствах - что делает жена этого маньяка?
Она идёт на ночную улицу и убивает ножом очередную женщину, пытаясь спасти мужа, отвести подозрения в его адрес и вытащить его из под ареста.
Итак, сводя вместе всю информацию, можно вкратце сформулировать так:
1. молодая девушка выходит замуж девственницей
2. живёт с мужем 6 лет, но муж с ней не занимается сексом, а она терпит (шесть лет, повторяю, шесть лет!)
3. при этом она не винит мужа, не уходит от него, а, наоборот, любит и живёт с ним
4. наконец, видимо, голос матки и вагины становится настолько сильным и нестерпимым, что заглушает голос порядочности, и женщина, она же девушка, находит любовника и впервые спит с ним (любовника, заметим, она находит из социальных низов, а не из своего круга, чтобы была минимальная вероятность скандала и позора, и встречается с ним анонимно, под чужим именем)
5. муж знает о том, что у жены появился любовник, и становится маньяком
6. заодно муж закатывает сцены, оскорбляет и тиранит жену ("шлюха" итд)
7. при этом жена не винит мужа, не уходит от него, а, наоборот, любит и живёт с ним, чувствуя свою вину
8. муж попадает под подозрение и полицейское расследование, жена изо всех сил прикрывает мужа, отводит подозрение, обеспечивает алиби, итп
9. мужа арестовывают, жена идёт и убивает женщину в стиле предыдущих убийств мужа, чтобы показать, что муж к убийствам непричастен.
Неплохо, да?
Можно ли представить себе хотя бы одну современную семью, в которой можно было бы наблюдать хотя бы один из перечисленных выше пунктов? Риторический вопрос.
По поводу последнего девятого пункта.
Хочу напомнить, что во Франции до 1977 года практиковалась смертная казнь за тяжкие преступления, причем и для мужчин, и для женщин. (Это не беззубое законодательство нынешней РФ, когда убийц вообще не казнят, а женщин-убийц в принципе не приговаривают даже к пожизненному!)
Поэтому за убийство жену вполне могли гильотинировать на пару с мужем. Но жену, в попытке спасти своего мужа, это не останавливает. Вот так!
Вот такие семейные отношения из 50-х годов 20-го века нам показывают в этом интересном фильме.
На сегодня всё.