Найти тему
Кавказский скит

"Терпеть ли оскорбления и унижения от мужа?"

Сегодня мы публикуем переписку схиигумена Гавриила со своим духовным чадом на тему, волнующую многих, – о трудных отношениях в семье.

фотография иерея Игоря Палкина
фотография иерея Игоря Палкина

Для сохранения тайны личной жизни адресанта текст письма приводится с купюрами.

Отец Гавриил, благословите!

Помогите, пожалуйста, разобраться. Сейчас перечитываю "Лествицу", где много говорится о том, что поношения и упреки от людей надо воспринимать как благо, как возможность научиться смирению. В этом плане мне далеко ходить не надо – поношения и упреки ежедневно получаю от мужа. В любых его житейских неприятностях всегда виновата я, например, в том, что нарожала четверых детей, а он не хотел так много, и теперь дети мешают ему работать своим криком.

-2

И жизнь у него проходит, а ему приходится тратить на нас лучшие годы.
Конечно, я готова была бы потерпеть, если бы была уверена, что делаю правильно. Но меня смущают два вопроса.

1. Во время последней беременности я молча терпела все придирки мужа, а он становился все угрюмее, все злее и словно бы утверждался в своей правоте. Сейчас, когда младший ребенок подрос, иногда я в ответ на его нападки не сдерживаюсь, и муж немного присмирел. Получается, своим смирением я его провоцировала на еще худшее поведение?

2. Я стараюсь приобщить детей к Православию и сформировать у них правильное мировоззрение, показывая на примерах, как хорошо жить по заповедям Божиим. Но мой пример семейной жизни, где жена смиряется и тем самым позволяет себя оскорблять, не вызовет ли у детей, наоборот, отвращения?

Простите, батюшка, и благословите.
Р.Б. А.

Ответ схиигумена Гавриила.

Мир вам и Божие благословение!

Поведение вашего мужа в отношении супруги и его высказывание о том, что лучшие свои годы он тратит на вас, т.е. на жену и собственных детей, а также его жалобы на помехи, которые создают ему дети своим криком, указывают лишь на то, что ваш муж, как и многие современные мужчины, до сих пор пребывает в состоянии инфантильного подростка. Это состояние характеризуется отсутствием понятия об ответственности по отношению к близким людям. Не выросший из коротких штанишек мужчина, как и ребенок, психологически не может думать о других. Его сознание, как и сознание ребенка, еще не вмещает таких понятий, как забота о ближнем, а тем более таких, как самоотвержение и ответственность за кого-то. Подобные понятия могут возникнуть только благодаря правильному воспитанию и примеру, с которым он сталкивается в семье или, например, в кадетском корпусе. Но, к сожалению, такие семьи теперь встречаются крайне редко. Обычный ребенок может думать только о себе, о своем комфорте, поэтому он отнимает свою игрушку у сестрички, даже если сейчас и не играл с ней; поэтому он тащит в рот самый красивый и большой кусок торта или самое красивое яблоко из общей вазы с фруктами; поэтому он устраивает истерику, если ему не дают то, чего он хочет. Если же родители потакают ребенку и выполняют все его требования — лишь бы отстал и не устраивал истерик, то они выращивают эгоиста, который считает, что все ему должны.

Эгоисту семья не нужна, а дети являются только помехой. Инфантильный мужчина женится вовсе не потому, что хочет создать крепкую семью, чтобы всегда иметь рядом с собой друга, родную душу, человека, который не предаст и о котором хочется позаботиться, зная, что и он позаботится о тебе, потому что оба этих человека любят друг друга. Дело в том, что инфантильный человек в принципе не может любить, потому что единственным объектом его любви является он сам. Если же он и говорит о любви, то под этим словом (полностью теперь профанированным) он имеет ввиду сексуальное влечение в романтической обёртке. Такой мужчина женится исключительно по «зову плоти», совершенно не задумываясь о предстоящей ответственности. Он и в семье живет для себя, своей собственной жизнью, как улитка в раковине. По сути, ему никто не нужен, а члены семьи и вообще окружающие люди воспринимаются им как предметы, которые либо удовлетворяют его потребности, либо мешают. Для таких мужчин жена, например, нужна как средство удовлетворения физиологической потребности (ну, не бегать же в самом деле по проституткам — можно ведь и заразиться!), а также как обслуживающий персонал. Дети в данном случае — неприятное и нежелательное приложение, фактор, явно мешающий жить только для себя.

Ну, а теперь задам риторический вопрос. Полезно ли для духовного совершенствования отца или матери принимать поношения, ударения, оскорбления и упреки от своего трехлетнего ребенка, чтобы выработать у себя смирение и терпением искупать грехи своей молодости по заветам прп. Иоанна Лествичника? Думаю, ответ очевиден: они вырастят монстра! Лествичник рекомендует этот способ для совершенно других случаев.

Конечно же, каждая девушка мечтает иметь любящего и заботливого мужа, который ценит жену и ее заботу о нем, который любит детей и живет не для себя, а для «ближнего своего». Однако в настоящее время порядочных семей, а тем более верующих семей, в которых родители своим примером воспитали бы настоящих, честных и порядочных мужчин, умеющих отвечать за себя и свои поступки, почти не осталось, а потому вероятность знакомства с таким парнем ничтожно мала.

Что же делать, если семья уже создана, а муж в нравственном плане так и остался на уровне трехлетнего ребенка? У разумной женщины остается только одно средство и одна возможность изменить ситуацию: понемногу, исподволь заняться воспитанием своего мужа наравне со своими другими детьми.

Серьезной помехой в деле воспитания мужа будет «мужское самолюбие». Именно поэтому не всегда возможно действовать в лоб. И первой задачей должно быть воспитание правильного мировоззрения, которое может быть правильным только с точки зрения Откровения Божия, данного людям Самим Творцом во Святом Евангелии. Однако если муж еще далек от веры, не имеет смысла ссылаться на церковные авторитеты или Священное Писание. Для таких людей это пустой звук.

Слово о любви. Бывают ли счастливы богатые ?

Начинать нужно с того, чтобы заставить их слышать голос своей совести, который в них почти заглушен, но все-таки чуть-чуть еще звучит. Необходимо, чтобы он зазвучал максимально громко. А во-вторых, необходимо различными вопросами заставить мужчину задать себе и попытаться ответить также самому себе на следующие вопросы: для чего мне дана эта краткая жизнь? Что будет со мной, если я завтра умру, например, в результате несчастного случая или быстротекущего рака? Есть ли какая-либо высшая цель в моем появлении на свет, кроме обеспечения своих физиологических потребностей, которые прекратятся со смертью моего тела? Действительно ли цель моего существования — могила, где я превращусь в питательную среду для червей и анаэробных бактерий? Для чего мне даны разум, самосознание, творческие способности, эмоциональность, возможность воспринимать красоту, способность познавать законы этого мира, свободная воля, выбирающая между добром и злом?

И еще один вопрос, который нужно поставить перед ним: какую память, какое впечатление о тебе, как о человеке, ты оставишь у своих детей и других людей, после твоей смерти? Вспомнят ли они о тебе, как о чистом, добром, отзывчивом и честном человеке, искреннем друге, всегда готовом прийти на помощь, о любящем и заботливом отце, или скажут: «Жил как собака и подох как собака»?

Вот примерный план процесса воспитания своих детей и мужа, которые в результате правильных и мудрых действий жены и матери могут постепенно привести их всех к Богу, а следовательно, дадут им шанс для спасения своих душ от вечных мук в геенском пламени, «уготованном сатане и ангелам его».

Вскоре был получено ответное сообщение:

"Батюшка Гавриил, Вы описали все на удивление точно, всё так и есть.
Ваше письмо меня утешило и очень ободрило, постараюсь использовать эти рекомендации.
С уважением, р.Б. А."

***

Ответ схиигумена Гавриила на письмо о несчастной любви. Может ли любовь утопить человека? (Ч.1)

Ответ схиигумена Гавриила на письмо о несчастной любви. Нужна ли помощь погибающему, если он от неё отказывается? (Ч.2)

"Что такое счастье?" Ответ схиигумена Гавриила.

***

Понравилась публикация? Ставьте палец вверх!

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;

пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236

или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма — на Ваше усмотрение.