Только ленивый не написал, в какие ниши стоит зайти, чтобы срубить кучу денег.
Чаще всего это сиюминутные решения, которые вместе с коронавирусом и закончатся. Мне же, как любителю долгосрочных системных решений, интересны совсем другие вещи. В частности, какие выводы вам стоит сделать, чтобы в будущем, если такое повторится, не рухнуть на самое дно.
Я часто замечаю, что ключевые решения, которые действительно наиболее важны, люди склонны пропускать мимо ушей (секреты охраняют сами себя). Некоторые помнят, как в начале года я писал, что система, которая строится на ветке принципиально разных продуктов в рамках одной ниши, гораздо устойчивее других. Сейчас разворачивается отличный кейс, который это демонстрирует во всей красе.
Давайте представим, что мы делаем только конференции. И вот прилетает карантин. Деньги все пущены в оборот, оплачены подрядчики, всё время идут зарплаты команде. Основная масса продаж прогнозируется на последнюю неделю перед мероприятием, которая позволяет закрыть расходы и заработать. Но случается перенос. После чего люди начинают массово возвращать билеты. В частности, у нас только возвратов за эту неделю набежало уже на 1,8 млн рублей. Впереди, вообще, нет просвета, всё стоит колом. Государство поддержки коммерческим мероприятиям, скорее всего, не даст. Практически кранты.
Но не совсем. Потому что параллельно запущены большие ветки онлайн-продуктов в «Точке доступа» и «Ивентологии», курсы «Высшей школы таргета», есть продажа рекламы в сообществах, личные клиенты и т. д. А могли бы быть только конференции, как у многих наших коллег. Спасает нас это? Не до конца, но существенно облегчает выживаемость. И сделано это не впопыхах (как это будет происходить у большей части рынка сейчас), а задолго до глобального падения. Команда умеет делать ВСЁ. Сайты, съёмки, трафик, вебинары, обработку заявок, продажи, техническую часть. Система отлажена. И мы можем усилить это направление за считаные дни.
Любой ресторан мог запустить параллельно доставку продуктов. И сейчас, при кризисе, те, кто это сделал, быстро перестроятся и, возможно, ещё и заработают сверху. Это первое.
Второе. Есть традиция пускать все деньги в развитие. Хороший подход. Но если при этом не создаётся подушка безопасности, любой кризисный толчок может разрушить систему. Кстати, сейчас именно поэтому в Европе и Америке все стоят на ушах. Слишком много денег одолжено, и слишком многие бизнесы работают фактически за счёт постоянного притока заёмных денег.
Много месяцев назад мы не стали вкладывать «лишние» деньги в развитие, а оставили их на своих счетах. Может быть, мы росли из-за этого медленнее, но сейчас у нас есть необходимый ресурс, который может нас хоть как-то прикрыть на определённый период. И жалею я только, что мы не приняли это решения года два назад. В этом смысле я понимаю правительство, которое сверстало бюджет при 40 баксах за баррель нефти, а всё, что сверху — откладывало в резервы. С моей точки зрения, это абсолютно верное решение и мы ещё увидим, НАСКОЛЬКО оно верное. Мы сделали нечто похожее. Конечно, не в тех масштабах, но всё-таки. Пускать деньги в работу стоит тогда, когда у тебя есть неприкосновенный запас.
В итоге главные выводы — создавайте подушку и стройте систему не на одном продукте.
И напоследок о том, что будет дальше. Думайте не о том, что происходит сейчас. Думайте о том, что начнётся, когда всё закончится. Когда люди, которые просидели несколько месяцев дома, начнут выходить на улицу. Когда бизнес начнёт конкурировать за этих людей, когда события начнут конкурировать за этих людей (и за их ограниченные кризисом ресурсы).
Сколько денег им понадобится на трафик? Какому вагону ниш он будет нужен? Где они будут брать специалистов? Что ещё будет нужно бизнесу во время этой нагрузки? Весёлое время нас ожидает и очень выгодное для тех, кто включит мозги.