Найти в Дзене

Эдвард Хоппер и его любимая "узница".

"Сколько себя помню, я всегда тяготел к полотнам Эдварда Хоппера. Думаю, спроси у людей знакомых с ним - «каким словом можно емко описать настроение его полотен?», большинство из них ответило бы – «одиночество».
Хопперу никогда толком не нравилась мысль, что его полотна можно однозначно определить, или что «одиночество» - его главная тема.
«С этим одиночеством слишком носятся» - говорил он в своему другу критику и художнику Брайну О,Догерти.
В следующем интервью, на вопрос– «Можно ли сказать, что твои полотна это размышление об отчужденности современной жизни?», Хоппер после долгой паузы отвечает – «Может и так…А может и нет». Так почему же мы продолжаем так настойчиво приписывать его произведением именно это настроение?
Ответ, конечно, очевиден. В созданных им мирах люди существуют либо поодиночке, либо в неуютных молчаливых компаниях, застыв в позах, подобно куклам или манекенам. Он по-особому осмысляет городское пространство и пространственный опыт. Опыт, возникающий от физиче
"Полуночники" 1942
"Полуночники" 1942

"Сколько себя помню, я всегда тяготел к полотнам Эдварда Хоппера. Думаю, спроси у людей знакомых с ним - «каким словом можно емко описать настроение его полотен?», большинство из них ответило бы – «одиночество».
Хопперу никогда толком не нравилась мысль, что его полотна можно однозначно определить, или что «одиночество» - его главная тема.
«С этим одиночеством слишком носятся» - говорил он в своему другу критику и художнику Брайну О,Догерти.
В следующем интервью, на вопрос– «Можно ли сказать, что твои полотна это размышление об отчужденности современной жизни?», Хоппер после долгой паузы отвечает – «Может и так…А может и нет».

"Летний вечер" 1947
"Летний вечер" 1947

Так почему же мы продолжаем так настойчиво приписывать его произведением именно это настроение?
Ответ, конечно, очевиден. В созданных им мирах люди существуют либо поодиночке, либо в неуютных молчаливых компаниях, застыв в позах, подобно куклам или манекенам. Он по-особому осмысляет городское пространство и пространственный опыт. Опыт, возникающий от физической близости людей, но при этом от их одновременной отдаленности друг от друга…сооружениями, окнами, стенами, светом и тьмой.

"Ночные окна" 1928
"Ночные окна" 1928

Его взгляд художника часто называют вуайеристким, но сцены Хоппера воспроизводят и ключевой опыт человеческого бытия - как чувство замкнутости и отдаленности соединяется с еле выносимым ощущением беззащитности.
Рисуя с самого детства, в 18 лет он поступил в художественную школу, под опеку Роберта Генри – одного из виднейших городских реалистов «Школы Мусорного ведра». Хоппер подавал огромные надежды, его многие хвалили. Он до последнего оттягивал момент выхода во взрослый открытый мир, задержавшись в стенах заведения на годы.

Автопортрет 1906
Автопортрет 1906

1906 –м году он отправляется в Париж, но там замыкается в себе. Эдвард не стал встречаться ни с кем из местных художников. За всю свою жизнь он не проявил никакого интереса ни к одному модному течению. «Не помню, чтобы слышал тогда что-то о Пикассо…». В Париже он день напролет бродит по улицам, делает наброски, рисует прохожих, проституток, и сцены городской жизни.
В 1910-м он окончательно перебирается в Нью-Йорк. От лихорадочной скорости жизни города его коробило – «все казалось грубым и оголенным…чтобы отвязаться от Европы мне потребовалось 10 лет».
*****
Описываемые мною выше события жизни Эдварда Хоппера общеизвестны. Интересуясь его фигурой, я уже давно читал достаточное количество связанно с ним литературы и интервью. Но до недавнего времени одна важная (основополагающая) сторона его жизни всегда ускользала.
Его жена «Джо».

Джозефина Верстиль Нивисон «Джо» Хоппер
Джозефина Верстиль Нивисон «Джо» Хоппер

В 1923 году Хоппер спустя много лет вновь встречается с женщиной, с которой учился в художественной школе. Джозефина «Джо» Нивильсон – миниатюрная, вспыльчивая и разговорчивая, еле сводящая концы с концами и робко пробивающаяся как художница.

Автопортрет 1925-1930
Автопортрет 1925-1930

В то лето они начали встречаться. На следующий год поженились. Ей 41, и она все еще девственница. Ему почти 42. Оба уже вышли за общепринятый брачный возраст. Оба наверняка сжились с мыслью, что навсегда уже останутся одни.
Хопперы разлучились лишь со смертью Эдварда в 1967-м.
Кажется – крепкая пара. Однако их личности и облики казались настолько диаметрально противоположными, что скорее представляли собой карикатуру на пропасть между мужчиной и женщиной.

"Нью-Йоркский кинотеатр" 1939
"Нью-Йоркский кинотеатр" 1939

Переехав к нему, карьера Джо практически сошла на нет. По его желанию она позировала ему для всех женщин на его полотнах. С 1923 года – любая кассирша, всякая городская девушка на заправке….временами узнаваемая, временами совершенно иная.

"Утро в городе"  1944
"Утро в городе" 1944

Модель – да. Конкурентка – нет.
Ее муж был против самого существования этой карьеры. Эдвард отговаривал ее от живописи, насмехался и принижал, пусть даже то немногое что ей удалось сделать. Прилагал усилия и влияние, чтобы ограничить условия, в которых она могла бы создавать.
Случались частые ссоры, стычки, пощечины и неловкие драки на полу спальни…Из за ее взглядов на искусство (Джо тяготела к импрессионизму) и желание водить автомобиль.

"Кафе - автомат" 1927
"Кафе - автомат" 1927

Почти невозможно составить мнение о картинах Джозефины, так как уцелело совсем немного. По завещанию, Эдвард оставил жене все, просив, чтобы она передала его картины организации, с которой он имел теснейшие связи. После смерти мужа она передала в дар музею все его наследие, и большинство своего, несмотря на то, что со дня свадьбы ей там был объявлен неофициальный бойкот. Опасения Джо (а они не могли не быть) оказались оправданными – после того как она ушла из жизни, местные кураторы избавились от всех ее картин.

"Женщина на солнце" 1961
"Женщина на солнце" 1961

Безмолвие хопперовских картин становится еще более ядовитым, после того как узнаешь как люто он подавлял и держал в узде собственную жену. Мужчина в костюме и начищенных ботинках, величественный и немногословно-сдержанный. Неспособный общаться на общепринятом языке. Неощущающий сокровенность и нужду в этом.
«Любой разговор со мной – и его взгляд устремляется на часы» - пишет Джо в своих дневниках – «Все равно, что отвлекать от работы дорогого специалиста».

"Отель у железной дороги" 1952
"Отель у железной дороги" 1952

Это укрепляло в ней чувство, что она «самое одинокое существо», отрезанное от мира искусства, насильственно исключенное.
Зная все это, можно трактовать картины художника как непрерывную борьбу Эдварда с Джо. Потребность держать ее в изнуряющей дали, а затем искусственно приближать, преображая ее лицо и тело в даму у стойки, билетершу в углу кинозала, обнаженную танцовщицу бурлеска. Способ ли это Хоппера заткнуть жену, упрятать ее в безмолвное пространство красок? Так о чьем же одиночестве картины Эдварда Хоппера? Его? Её? Или это плодотворное сотрудничество?

"Гостиничный номер" 1931
"Гостиничный номер" 1931