Руководитель управляет людьми. Управляет системой. Но далеко не всегда способен управлять собой и контролировать свой собственный настрой. Что может привести к очень неприятным последствиям – развалу подразделений и краху бизнеса.
Чем сложнее времена, тем меньше на нас действуют советы вроде «Не парься, всё будет хорошо». Они и в спокойное-то время не действуют. А сейчас выглядят форменным издевательством. Просто потому, что наша психика устроена так, что «не париться» не может. Для жизни нам нужна энергия. А создает ее именно стресс. Вопрос только в дозировке. Стресс, как лекарство – в нужной дозе дает жизнь, в превышенной – убивает.
Хочу сразу оговориться, что я не психолог и тем более не терапевт. Все, чем я здесь поделюсь – это собственный опыт, который кому-то может оказаться близок, а кому-то совершенно не интересен. Но часть этого опыта получена в процессе бесед с прекрасным врачом Иваном Кирилловым, которого я лично считаю одним из лучших специалистов по стрессу (правда тут мое мнение совпадает с мнением нескольких медицинских ассоциаций).
Стресс, убивающий компании
Руководить – занятие нервное. Вести бизнес – сверхнервное.
Сотрудники лажают, при этом считая себя безгрешными, конкуренты напирают, партнеры подводят. В общем, поводов хватает. А теперь еще и кризис. Вот уж точно удар по нервам. Состояние неопределенности, в котором самому себе можно рассказать множество грустных историй о будущем. Историй, каждая из которых будет взвинчивать нервную систему и приводить к потере работоспособности.
А чем менее работоспособен руководитель, тем больше рисков для компании. Так что, стресс может убить бизнес еще до того, как это сделает кризис.
Чтобы выжить, сейчас нужно принимать здравые и проработанные решения. И это уже точно лучше делать в спокойном, а не взвинченном состоянии.
Так что, поговорим о том, как руководители зарабатывают дополнительный стресс, получая его передозировку. И о том, как немного снизить давление на свою психику.
Факторы стресса
Ожидания в отношении того, как сотрудники будут работать
Конечно же, поручая задачу, мы ждем ее выполнения. И строим в своей голове радужные ожидания от того, как нам на блюдечке принесут результаты. Это происходит автоматически. Неконтролируемо. Мы просто ставим задачу, получаем кивки на вопрос о том, всё ли понятно, и ждем результатов.
На деле же некоторая часть задач не выполняется в срок. Или выполняется не так, как нами задумано. Или вообще не выполняется. И тогда мы начинаем нервничать. И злиться на исполнителей. Ведь они де-факто оказались препятствием между нами и задуманным. А препятствия мы привыкли преодолевать и разрушать.
Поэтому злость не дает ничего хорошего. Мы срываемся на сотрудников или тихо горюем в одиночестве, проклиная тот день, когда взялись за управление. А чтобы защититься, в конце концов разочаровываемся и ожесточаемся, объявив всех исполнителей бездарями и лентяями. Что конечно же, отражается на том, как они относятся к нам.
Как использовать эти эмоции? В двух направлениям.
Во-первых, нужно взять на себя ответственность за то, как люди поняли задачу. Ведь за это отвечает именно руководитель. И за то, могут ли сотрудники задать уточняющие вопросы без ущерба для своей самооценки (ну, то есть, не боясь того, что руководитель повесит на них ярлык «ну, и тупой»).
А во-вторых, на то, чтобы построить такой механизм контроля, который позволит вовремя исправить недочеты. Я, например, прошу сотрудников, выполняющих новое для них задание, высылать мне все черновые варианты выполняемой работы, при этом заранее оговаривая, что отвечать на эти письма я буду только в том случае, если требуется какое-либо исправление.
Ну, и конечно же, требуется держать под контролем собственный перфекционизм, допуская, что если задача выполнена не идеально, но вполне приемлемо, то результаты стоит просто принять.
Ожидание собственной эффективности
От себя мы тоже ожидаем многого. Например, ожидаем, что за день успеем сделать все, что запланировали. Только есть одна важная деталь. Планы мы строим тогда, когда еще не устали. И рассчитываем на то, что будем столь же энергичны и под вечер.
Когда же наступает пора взяться за что-то сложное под конец дня – поговорить с сотрудником о его ошибках, позвонить важному партнеру, внимательно проверить показатели, принять важное решение, мы чувствуем, что с одной стороны, это сделать надо, а с другой, сил не осталось.
И начинаем злиться уже на себя. Ведь в таком случае мы сами становимся препятствием между собой и задуманным. А потом начинаем злиться на себя еще и за то, что злимся на себя. И усиливаем свой стресс многократно.
Лучшее решение, которое я нашел для себя – планировать свой день так, чтобы все важные задачи в нем были расписаны до 15 часов. Всё, что требует качественного мышления. А вечером, если остались силы, можно заняться чем-то еще. В основном тем, что не слишком напрягает.
А еще одно подспорье – записывать все, что сделано за день. Я лично себя читаю жутким бездельником несмотря на то, что мой средний рабочий день длится не менее 16-ти часов. И очень долго за это на себя злился. Но начав записывать всё сделанное, даже самые мелкие дела, стал относиться к себе немного лояльнее.
Ожидание того, что все будет плохо
Это один из самых мощных генераторов стресса. И один из самых частых.
На нас постоянно влияют внешние обстоятельства. Партнеры могут подвести. Крупная сделка может сорваться. На пороге может появиться проверка. И так далее. И в усталом состоянии мы начинаем пугать себя всем перечисленным. А если этого недостаточно, то можем и выдумать парочку страшных и ужасных рисков.
И на постоянное обдумывание того, как всё будет плохо, мы тратим массу энергии, которую могли бы использовать с пользой.
Решение, которое я нашел для себя, не отличается оригинальностью, но мне вполне помогает. Как только в голову пробирается тревога по поводу какого-либо внешнего события, я представляют себе самый ужасный итог в том случае, если риск реализуется. Представляю себе, например, что мой бизнес разорен, а я уволен из компаний, в которых управляю.
И анализирую что у меня останется. Голова останется? Руки и ноги останутся? Отлично. Значит я смогу и заработать, и помочь близким. А вот если я измотаю себя страхом до такой степени, что подорву свое здоровье, то голова уже работать нормально не будет, а руки и ноги могут перестать выполнять свои функции. И это заставляет выключить панику. И перенести фокус внимания с факторов, на которые я повлиять не могу, на те действия, которые могу осуществить я.
Конечно, для того чтобы снизить риски, я предпринимаю достаточно много мер. Но меры эти я вырабатываю не в паническом настроении, а проводя вполне прагматичный анализ. А в качестве главного риска рассматриваю именно свой собственный стресс.
Делитесь
В этой заметке я описал свой опыт преодоления излишнего стресса. Но уверен, что каждый прочитавший имеет свои способы. Делитесь ими в комментариях. Вполне возможно, что ваш способ кому-то поможет.
Напоследок
Вообще, я многим руководителям советовал бы регулярно посещать хорошего психолога, а лучше психотерапевта (с акцентом на «хорошего»).
Но конечно же, к специалисту обращаются только в случае, когда начинаются серьезные проблемы. Да и то, далеко не всегда. По себе знаю. Так что, мы с Иваном Кирилловым, психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, начали делать цикл видео про стресс для тех, кто хочет вести бизнес и управлять, получая от этого удовольствие, а не неврозы.
А для самых беспокойных сразу скажу – эти видео к продаже каких-либо услуг не имеют ни малейшего отношения. Так что, можно смотреть спокойно и безопасно. Мы с Иваном просто решили помочь тем, кому это нужно.