Как открыть бар или ресторан в Праге. Русскоязычные мифы и заблуждения
Назрела очередная важная тема, касательно открытия ресторана или бара в Праге – мифология. Не подумайте, что мы начнем рассуждать о Праотце Чехе и княжне Либуше! Поговорим о стереотипах, засевших в головах жителей бывшего СССР и не имеющих связи с реальностью, а зачастую намеренно превращенных «открывашечными» фирмами в мифы – страшилки.
Миф №1. Бар или ресторан в Чехии всегда является семейным бизнесом и передается по наследству.
Один из самых культивируемых мифов на постсоветском пространстве: «ах, эти маленькие уютные европейские семейные ресторанчики, где бабушка и мама готовят на кухне, дети бегают официантами, а отец семейства выступает сомелье-распорядителем-хостес и подбивает бухгалтерию». Как же иначе, именно так показывает европейская киноклассика, засмотренная до дыр и растасканная на цитаты. Никакого отношения к чешской реальности этот миф не имеет. Согласно самой оптимистичной статистике, в Чехии не более 10% объектов ХоРеКа принадлежат семьям и управляются ими. Здесь давно поняли, что ресторанный бизнес – это не семейное развлечение или вид досуга, а сложный и ответственный бизнес, и ценой ошибки может быть банкротство. В 1990-х – 2000-х, когда реституции вдруг сделали бывших инженеров, учителей и рабочих владельцами жилой и нежилой недвижимости в Праге, много кто решил поиграть в рестораторы. Однако прозрение в виде финансовых показателей таких хобби-ресторанов словно холодным душем отрезвило подавляющее большинство незадачливых рестораторов. Мало кто остался в игре (конечно же, самые успешные семейные рестораны у всех на слуху, но это очень и очень редкое исключение из правил), остальные предпочли стать рантье и больше не вникать в закупки/списания/средние чеки etc. Поверьте, подавляющее большинство детей чешских рестораторов вовсе не мечтают о наследовании такого бизнеса, особенно если они поработали некоторое время с родителями и узнали, что такое ресторанный бизнес изнутри. Поэтому очень часто, выходя на пенсию или решив отойти от дел, рестораторы продают за отступные свои рестораны. Они понимают, что лучше получить круглую сумму наличными, чем в перспективе разориться.
Миф №2. Успешные рестораны и бары в Праге не продаются без причины, кто же избавляется от курицы, несущей золотые яйца!
Наша многолетняя практика на рынке ресторанного консалтинга в Чехии показывает, что самый распространенный вопрос от бывших соотечественников, когда им предлагают за отступные купить ресторан или бар в Праге, такой: «Почему они продают успешный бизнес, если он приносит деньги, в чем подвох? Неужели они не хотят передать его детям или продать знакомым?». И тут мы снова и снова разъясняем основы ресторанного дела «ab ovo»: функционирование ресторана, кафе или бара – очень трудный, энергозатратный, изматывающий бизнес, который требует неустанного личного контроля владельца. У владельца ресторана, бара или кафе три основных возможности сберечь свои силы – передать бизнес по наследству (этот вариант мы уже рассмотрели в Мифе №1), продать бизнес или нанять управляющего. Но управляющего можно нанять, только если ресторан/бар/кафе генерирует достаточную прибыль, и дополнительная нагрузка на фонд оплаты труда в размере 30 – 60 тысяч крон в месяц не сильно отразится на доходности бизнеса. Откроем вам страшную тайну – таких ресторанов в Праге очень мало, и они либо являются частью ресторанных сетей, либо работают в историческом центре Праги с туристами, приезжающими в Чехию ежегодно в большом количестве. Про бары и кафе нечего и говорить – если такой проект будет приносить вам 60 000 крон (примерно 2 000 евро) чистого дохода, можете считать себя успешным бизнесменом. Именно поэтому только личное участие владельца и делает этот бизнес успешным. Так что вариант продажи действующего ресторана/бара/кафе в Чехии является очень распространенным.
N.B. Согласно независимым оценкам после введения обязательного использования ЕЕТ (кассовых аппаратов в режиме онлайн) в декабре 2016 года в Чехии закрылось более 3000 предприятий общепита. Для чешских предпринимателей стала настоящим шоком привычная для постсоветского пространства практика налоговых инспекторов «кошмарить» бизнес, делая тайные закупки или даже устраивая слежку, проводя моментальный контроль количества посетителей и пробитых чеков, а также усложнение администрирования бухгалтерского и налогового учета.
Миф №3. Успешные рестораны, бары и кафе в Праге продаются только закрытому кругу лиц. Если такой объект выложен в открытом доступе, значит, точно нужно искать подвох.
К созданию этого мифа приложили усилия те самые «открывашечные» фирмы, которые еще с 90-х годов обильно заполняют интернет страшилками в стиле: «Никто вам в Чехии ничего не продаст, ни квартиру, ни коммерческую недвижимость, а если и продадут, точно впарят неликвид или проблемный объект. Обращайтесь к нам, мы тут …дцать лет и всех знаем». Легко удостовериться, что до сих пор сайты таких фирм пестрят объявлениями о продаже жилой и нежилой недвижимости, взятыми с чешских порталов недвижимости типа Sreality или Bezrealitky, по ценам значительно выше указанных в оригиналах объявлений. Схема простая и понятная – все, что удастся наварить сверху – в карман «открывашке».
Обратите внимание, что даже те ресторанные объекты, которые наша компания продает эксклюзивно, предлагаются на всех открытых ресурсах без всяких таинств и танцев с бубнами. Это легко объяснить: когда мы продаем ресторан, бар или кафе в Праге в интересах владельца, наша главная задача – найти покупателя, а не создать видимость дефицита, что совершенно не нужно человеку, выставившему свою собственность на продажу.
Что касается продажи ресторана, бара, кафе в Праге своим знакомым – вновь обращаем ваше внимание, что для чехов ресторанный бизнес не является пределом мечтаний. Многие прекрасно понимают, что лучше работать по найму, получая стабильную зарплату, чем, постоянно рискуя, ежедневно тратить свою жизнь на один из самых сложных и трудоемких видов бизнеса.
По всем вопросам обращайтесь: тел. (Viber/WhatsApp): + 420 778 043 188.
restconsult@seznam.cz