Найти в Дзене

Искусство, о хрупком и не очень теле.

На работе весь отдел отправили на удаленку, и поставили курс на максимальное общение с аудиторией. Открыли с коллегами рубрику, где рассказываем про самые запоминающиеся проекты в нашей практике.
P.S. Арсенал - название Центра современного искусства в Нижнем Новгороде где я работаю. Здравствуйте, друзья.
Меня зовут Алексей, и я работаю в Культурно-Просветительском отделе Арсенала. Во времена вынужденного культурного уединения, когда весь мир размышляет о своем будущем, мы с коллегами решили немного оглянуться в прошлое. Вспомнить, что же, из всего того огромного количества событий произошедших в Арсенале (будь то целая выставка, конкретное произведение, перформанс или концерт), запомнилось и отложилось в нашей памяти и душе больше всего остального.
За те шесть лет, которые я уже работаю в месте, где обитает современное искусство, я был свидетелем приличного количества вещей, которые имели бы полное право быть сегодня названными. Но я расскажу лишь об одной работе. Относительно н

На работе весь отдел отправили на удаленку, и поставили курс на максимальное общение с аудиторией. Открыли с коллегами рубрику, где рассказываем про самые запоминающиеся проекты в нашей практике.
P.S. Арсенал - название Центра современного искусства в Нижнем Новгороде где я работаю.

Здравствуйте, друзья.
Меня зовут Алексей, и я работаю в Культурно-Просветительском отделе Арсенала. Во времена вынужденного культурного уединения, когда весь мир размышляет о своем будущем, мы с коллегами решили немного оглянуться в прошлое. Вспомнить, что же, из всего того огромного количества событий произошедших в Арсенале (будь то целая выставка, конкретное произведение, перформанс или концерт), запомнилось и отложилось в нашей памяти и душе больше всего остального.
За те шесть лет, которые я уже работаю в месте, где обитает современное искусство, я был свидетелем приличного количества вещей, которые имели бы полное право быть сегодня названными. Но я расскажу лишь об одной работе. Относительно небольшой по своему размеру, лаконичной в способах выразительности, но, мне кажется, очень важной именно сегодня.

Это работа «Тело» художницы Анны Лялиной, которая находилась в пространстве выставки «Простые чувства», проходившей в Арсенале в 2017 году.
Экспозиция «Простые чувства» выстраивала пространство особых, но одновременно с этим, универсальных, и главное, предельно понятных и доверительных отношений между зрителем, произведением искусства, автором, и тем местом, в котором все они одновременно встретились.

-2

Объект Лялиной представляла собой женское тело, с ног до головы покрытое синим красящимся пигментом. Его очертания были сглажены и достаточно условны, однако любой, кто был знаком с Анной, тут же в характерных чертах лица и фигуры, узнавал в произведении самого автора. Между произведением и зрителем не было ни стеклянной витрины, ни огораживающей ленты. Любой желающий мог подойти к ней вплотную, и рассмотреть каждый изгиб тела с предельной дотошностью. Абсолютно любому, независимо от пола и возраста, было позволено даже, дотронуться до нее. В этом случае, на «Теле» оставался характерный отпечаток, так как нанесенная на него автором краска никогда не засыхала.
Думаю, что представлял из себя изначально полностью синий аватар художницы, описывать не надо.

Каждый, кто интересуется историей искусства ХХ века, без труда найдет в работе Анны Лялиной несколько отсылок к более ранним практикам ее западных коллег – художниц. Идя по хронологии, первой из них стоит назвать американскую художницу японского происхождения, Йоко Оно. Ее большая выставка должна была открыться в Арсенале в апреле, но из-за очевидных событий в мире этого не случилось. Хотя в будущем мы не теряем надежды.

-3

Перформанс Йоко Оно «Кусочки» 1964 года, был придуман и воплощен в жизнь в ту эпоху, когда художники по всему миру занимались поисками принципиально новых способов выразительности и общения со своими зрителями. Придумывая намеренно временные и «недолговечные» жанры перформанса, хэппининга и энвайромента (в которых аудитория была уже не пассивными наблюдателями, а полноправными соавторами), используя в качестве главного инструмента – собственное тело, художники воплощали очень важный для того времени мотив. Мотив «переживания», мотив того, что зритель вместе с художником должны провести определенное время вместе. Вместе пережить и прожить произведение.

В ходе действия «Кусочков», любой человек из зрительного зала мог подойти к безэмоциональной, не сопротивляющейся художнице на сцене, и специально приготовленными ножницами отрезать часть от ее одежды. Все заканчивалось лишь тогда, когда на художнице ни осталось уже практически ничего.
В то время, все происходящее можно было считать по-разному, от политической критики, связанной с недавней ядерной бомбардировкой Японии, и происходящих во Вьетнаме боевых действий, до истории с проходившей тогда сексуальной революцией, эмансипацией и движением феминисток второй волны.

-4

В двухтысячных годах, уже не просто робкая начинающая художница, а знаменитая на весь мир, Йоко Оно, повторяет свой перформанс. И на том месте, где в шестидесятые она из последних сил стискивала зубы, старалась не показывать своего страха, и не сбежать, восседала уже уверенная, и знающая себе цену женщина. То, что в прошлом виделось как грубое вмешательство, эмоциональное насилие и атака на неприкосновенность, вдруг превратилось в жесты обожания паствы, которая в надежде на обретение благословения и удачи старалась получить от божества сокровенную реликвию.

-5

Второй автор, про которого нужно вспомнить – художница сербского происхождения, Марина Абрамович, и ее самый известный и тяжелый перформанс «Ритм 0», проведенный в 1974 году.

В пустом пространстве галереи на столе перед зрителями были выложены 72 предмета: спички, нож, лезвие, масло для массажа, ложка, цепи, мед, сахар, заряженный пистолет, вино, скальпель, спирт, и многое другое. Одни предметы могли принести боль, а другие доставить удовольствие. Сама художница недвижимо стояла в центре зала, и полностью отдала свое тело во власть зрителям на шесть часов. Вначале зрители просто играли. Давали нюхать цветы, целовали и гладили ее. Не чувствуя сопротивления действия зрителей стали жестче, и кто-то стал дотрагиваться более интимно, кто-то ущипнул ее руку. И чем больше проходило времени, тем более жестокими становились действие зрителей. Сначала они изрезали одежду, затем добрались до кожи, кто-то надрезал шею и воткнул в тело шипы розы.

-6

Позже она скажет : «Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <…> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».

-7

Так о чем же было произведение Анны Лялиной?
О зыбкости оппозиции «личное – общественное», о хрупкости «интимного», о невозвратимости прикосновения (физического и ментального), и о том, как неосторожное действие одного, для другого может стать тем, что он пронесет с собой до конца жизни. О том, как травмы формируют нашу личность, и о том, как важно принять их в себе.
«Простые чувства» была заключительной выставкой в рамках «Трилогии о современном искусстве и локальных контекстах», и по задумке кураторов, она должна была конструировать образ будущего. В 2017 в нашей стране мало кто знал слово «харассмент», и тем более никто еще не слышал о Metoo. В 2020 году мы пока еще ждем наступление «будущего».

В статье использовались фотографии с ресурса http://artuzel.com/