До революции территория Коми входила в Архангельскую и Вологодскую губернии, северные и отдалённые, поэтому говорить о надёжной медицинской помощи не приходилось. Есть печальные факты: на рубеже 60 – 70 гг. ХІХ в. в Усть-Сысольске (сейчас это Сыктывкар) имелась больница на 10 коек, ещё больницы на 4 койки были в трёх крупных сёлах. И всё. Вообще всё.
Дореволюционный писатель и публицист П.В. Вологдин писал: «Врач должен был развести руками и сказать: «Ну, братцы, хотите – живите, хотите – помирайте!» Помирать не хотелось.
Многие современные публицисты, тоскуя о той «России, которую мы потеряли», вспоминают о мужиках, которые были могучи, о девках, которые сплошь были красными, о парнях – добрых молодцах, но особенно дороги были певцам былинной Руси бабы, которые прямо в поле рожали, а потом, не охнув, шли рожь дожинать. И хотелось этому верить, но вот нашёл я в книге Н.А. Рубакина «Россия в цифрах» (С-Петербург, издание 1912 года) просто страшные цифры: 43,2 % детей умирали, не дожив до 5 лет. Практически каждый второй!
И вспомнились «Записки юного врача» М.А. Булгакова, где он, сельский доктор, рассказывает о тяжёлых родах у бабы: «Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное... То рассыпчатое, то кусочки... Оказывается – сахар-рафинад!» Младенец всё не выходил, так его старухи сахаром выманивали.
Как же коми выживали в таких условиях? Естественно, народ, живущий веками в привычном ландшафте, силы должен искать именно в родной природе и у своих знающих людей, которые именуются именно так – знахари. Наше время, бесконечные объявления в газетах: «Сниму порчу и сглаз!», «Верну мужа по фото!» и даже «Составлю заговор для процветания бизнеса» – заставляют с насмешкой относиться к подобным вывескам: «Настасья, колдунья в третьем поколении. Гарантированно сниму венец безбрачия!»
А вот в маленькой деревушке в тайге помочь мог только он один – знахарь. Нет, простуду, кашель, небольшой порез лечила своя бабушка травами, растираниями, примочками…
Но если случалось что-то серьёзное, тогда к больному везли знахаря, о котором было известно по всей округе.
Иногда семью преследовали несчастья – ведун изгонял злую нечисть, ополчившуюся на близких. А ещё мог отыскать домового, чтобы следил за благополучием избы и её жителей.
И этот знахарь действительно должен был помогать больным, раненым, роженицам, ведь он был свой, местный, его известность начиналась с помощи соседям, ближним деревням, потом дальним, и никакая реклама не могла заставить вас нести больного ребёнка к шарлатану, который не способен остановить болезнь. Причём важно, что сами ведуны знали свои пределы, могли отказаться от этого больного, если не способны помочь. За любого пациента берётся только шарлатан, считает исследователь древнего врачевания Ирина Ильина (она защитила одну из первых в России диссертаций по традиционной медицине народа коми).
Целители не брали денег, давали наставникам обет не гордиться своими способностями. Чаще всего целитель получал дар от родича, но иногда мастер выбирал приглянувшегося ему по каким-то признакам, ведь умереть, не оставив ученика, для ведуна было грехом. И они лечили.
Как же они это делали?
Конечно, это травы, корни, ягоды, цветы, но собранные в определённое время, сохранённые и приготовленные в особых условиях.
Самый, наверно, известный лекарственный цветок у коми – марьямоль.
Но просто рвать его бесполезно. Ведуны знали: из каждого куста не менее трехлетнего возраста берут цветок или корешок только 1 раз в 5–6 лет. При его приёме развиваются иммуностимулирующий и противоопухолевый эффекты, обеспечивается очищение организма, останавливаются воспалительные процессы, оказывается обезболивающее воздействие.
А вот некоторые снадобья, которые применял ведун, редкостны: свежая медвежья, оленья, лосиная желчь – настойками из нее растирались при ломоте в суставах и мышечных болях. Причём больному совсем не обязательно знать, из чего делается снадобье, лишь бы помогало. А были совсем необычные лекарства.
При ревматизме и простудах шли в ход компрессы или ванны в согретом конском навозе. Процедуры проводили в бане, где навоз согревали в бочке с помощью горячих камней с каменки.
При лечении желтухи, золотухи, малокровия, куриной слепоты использовался жир, вытопленный из внутренностей рыбы.
Из муравьев, собранных в бутылку и настоянных на домашнем пиве, готовили мазь для суставов и обработки загноившихся ран.
Своеобразное лекарственное средство готовили из земляных червей: их промывали в чистой воде и в закупоренной бутылке настаивали на печи 10-14 дней. У коми полученным из перегнивших червей «маслом» смазывали гнилостные раны и язвы – помогало!