Сегодня рецензия на роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби". Сказать, что после прочтения чувствуется какой-то невообразимый восторг, я не могу. Но это точно произведение, достойное внимания.
Роман довольно известный, поэтому не вижу особой необходимости подробно воспроизводить сюжет. Напомню лишь самое главное. Итак, перед нами американское общество 1920-х гг. Герой, от лица которого и ведется повествование, молодой человек 30 лет по имени Ник. Он оказывается свидетелем захватывающей истории, которая, в конечном счете, завершается весьма трагично.
Не могу сказать, что это роман о любви. Нечестно будет назвать "Великого Гэтсби" и романом детективным. Да, безусловно, там есть тот элемент загадочности, который притягивает читателя и держит в напряжении до самого конца романа. Однако, честнее будет сказать, что "Великий Гэтсби" - роман об обществе. О том, каким оно предстает перед рассказчиком. И о том, каким его находит главный герой - Джей Гэтсби.
Этот неординарный человек, который всю жизнь стремился стать лучше, выше, сильнее; этот преданный своей любви мужчина, направлявший все свои усилия на то, чтобы стать человеком известным и уважаемым, выбирает совсем не ту женщину. Конечно, его прошлое и настоящее никто не назовет безупречным. Но его жизненные ценности вызывают уважение. В отличие от остальных членов общества, которые на пьедестал почета ставят положение и материальный достаток, Гэтсби еще верит в настоящую любовь и искреннюю дружбу. Его слегка наивная, но при этом такая возвышенная мечта об идеальной любви, которую он проносит через года, рушится о жестокую реальность. Рушится даже не из-за самой возлюбленной Гэтсби. Да, Джей любил уже не настоящую Дэзи, а тот идеальный образ, который создал в своей голове. Тот зеленый огонек, на который он смотрел с надеждой все это время до встречи с ней.
Если посмотреть на это более широко, речь, несомненно о каждом из нас: тешить себя надеждами и иллюзиями, совершенно забывая о настоящем - одно из самых трагичных заблуждений в жизни.
"Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки... И в одно прекрасное утро... Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое".
Дези. Ох, как она раздражала меня весь роман. С самого начала она предстает перед нами недалекой, избалованной, самовлюбленной девицей. Такой собирательный образ состоятельных женщин того времени. Со мной редко такое бывает: но эта героиня вызывала у меня исключительно раздражение. Ее поступки, которые по ходу повествования открываются перед нами, дают понять, что ее любовь и верность ничего не стоят. Она не любила ни своего мужа Тома, ни Джея. Она любила лишь богатство, роскошь и саму себя. Уже то, что она не считала Джея достойным себя еще в их далекой молодости; то, как развивались события, связанные с ее свадьбой; то, как она рассталась с идеей быть вместе с Гэтсби в виду того, что он "не дотягивает" до нее, дает нам понять, что Дэзи абсолютно далека от искренности, честности и морали.
Однако не стоит думать, что ее муж Том чем-то уступает ей в неверности и цинизме. О, нет! Они идеальная пара, на мой взгляд. Как отвратительно они скрываются из виду, уезжают, убегают в Чикаго. Как равнодушна Дэзи к смерти Гэтсби. Как Том относится к смерти своей любовницы. Как жестоко он поступает с Уилсоном.
И все остальные люди ведут себя так же мерзко, отвратительно, равнодушно. Те люди, что проводили вечера в доме Гэтсби, не находят часа для того, чтобы прийти на его похороны. При этом, никто не считает, что их поступки неправильны. Для людей это в порядке вещей.
Хочется закричать: "Да есть тут хоть кто-то нормальный? Можно ли найти среди этого сброда хоть кого-то достойного и настоящего?". Именно так и восклицает рассказчик. Последние слова, которые он говорит Джею Гэтсби являются, пожалуй, квинтэссенцией всего романа.
" Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите больше их всех, вместе взятых".