У российских меломанов мрачное погребальное учреждение крематорий ассоциируется в первую очередь с легендарной отечественной рок-группой под предводительством Армена Григоряна. Однако, это не единственный «Крематорий» в мировой музыке, на немецкой земле ещё в 1991 году образовалась команда «Crematory». Русский и немецкий коллектив кроме названия не связывает ровным счетом ничего. Немцы представляют совсем другой пласт рок-музыки – мрачную формацию металла на стыке дэт-дума и готики. За почти 30 лет своего существования немецкая группа закономерно вошла в пантеон ветеранов и классиков жанра. В последние годы легенды немецкой сцены регулярно напоминают о себе, представляя новые релизы. Начало марта 2020 года ознаменовано выходом их 15 юбилейной полноформатной пластинки под названием «Unbroken».
Благодаря интересной находке, сделанной ещё в начале своего пути, музыкантам удалось создать собственный почерк. Желая разбавить свой грубый, душераздирающий дэт и сделать его более атмосферным, они добавили в свой состав клавишницу Катрин, которая стала полноценным участником коллектива. Возникшее в результате сочетание «неистовой тяжести» и «эпической мелодичности» определило парадигмальную основу творчества коллектива, которая отчасти сохраняется и до сих пор. Хотя в новом веке звучание коллектива существенно изменилось. Эволюция и эксперименты, как это часто бывает, вызвали противоречивую реакцию у слушателя.
В начале 2000-х многие меломаны уже успели «похоронить» коллектив: группа ушла в творческий перерыв. Но вскоре вернулась и, оказавшись в новых музыкальных реалиях, попала под первую волну «непринятия». Старые поклонники продолжали ассоциировать группу именно с «аутентичным» этапом их творчества 1990-х годов. С выходом каждого следующего альбома появляются мнения о том, что «группа «Crematory» закончилась, и после 2000-го года их творчество вообще не воспринимается». «Раньше было лучше» - коронная фраза, ставшая «мантрой» многих меломанов в отношении творчества заслуженных коллективов. « Crematory» тут не уникален. Однако, эволюция – это закономерный процесс, музыкальная культура меняется, меняются сами музыканты, и говорить о том, что «раньше было лучше» не всегда правомерно – раньше было раньше.
Говоря о современном творчестве «Crematory» и, в том числе, об их свежем альбоме, не стоит забывать, что на дворе 2020 год, и уже большую часть истории коллектива приходится на период «после возвращения». И сопоставлять их нынешнюю музыку с творчеством более чем 20 летней давности - в любом случае, не совсем корректно.
В 2015 году группа пережила важные перемены, произошли изменения в составе. В коллектив пришли три новых участника, которые по признанию лидера позволили найти удачный баланс с вызовами времени, привнеся в группу новые влияния, отразившиеся уже на диске «Monument», который вышел два года назад и предшествовал нынешнему релизу. Музыкантам удалось найти удачную гармонию, сгенерировать органичный облик и найти отличное решение для воплощения музыкального духа «готики» и «дума», на стыке музыкальных формаций «экстрима» и «традиции».
При всех моих словах в «защиту» музыкальной эволюции и необходимости восприятия их музыки в контексте последних 20 лет истории я не могу не признать очевидного – диск «Unbroken» получился не выдающимся. Мне он понравился гораздо меньше, чем пластинка двухлетней давности, но это опять же не повод говорить однозначно о том, что группа «окончательно сдулась», у любого коллектива бывают более удачные и менее удачные работы на любом этапе творчества.
Диск отражает характерные и закономерные тенденции как в творчестве группы, так и в экстремальном металле в целом. С одной стороны – это «облегчение» и «упрощение» звучания, интеграция в своё творчество «типичных черт» металл-мейнстрима, а, с другой стороны, -обращение к «историческим образцам», их переработка и актуализация.
Предвестником появления навой пластинки стали сингл и lyric video на песню «The Downfall». Это мощное погружение в мрачный мир, созданный группой. Сами музыканты проводят параллели между данной композицией и их старым хитом «The Fallen». Группа как будто бы намекает на «возвращение к корням», подобные заявления зачастую приводят к неоднозначному результату, а в случае с таким коллективом как «Crematory» и вовсе звучит опасно.
Включая стартовый и заглавный трек альбома, мы сразу распознаем характерную черту современного этапа творчества группы. Нас встречает пресыщенное электроникой вступление. Волей- неволей вспоминаешь о земляках и коллегах коллектива, представляющих такое «исконно германское» явление как NDH, однако дальше следует мощный взрыв, перерастающий в размеренное и четкое экстремальное звучание, приправленное «таинственно-мрачной» атмосферой и «едкими» нотками в индустриальном духе.
Заигрывание с индастриал-металлом давно не новшество. Уже в 2000-х, после творческого перерыва, они обратились к «электронным экспериментам» и сумели удачно переварить этот концепт в своём музыкальном котле. На «Unbrocken» эстетики индастриала достаточно много. Преимущественно грубовато-атмосферное звучание тяжелой электроники проявляет себя в проигрышах, сочетаясь с «эпическом» духом и «исконной» грубой жесткостью экстремального вокала.
Также прослеживается и эстетика, близкая к симфоник металлу. Это «светлая сторона альбома». Она отражена в композиции «Rise And Fall. Это, пожалуй, самая легкая и самая мелодичная композиция на пластинке, в музыке чувствуется одухотворённость и ощущение полета. В ней наиболее заметны «популяризаторские» тенденции к облегчению звучания, мелодика вполне характерная для традиционных образцов тяжелой музыки.
«Inside My Heart» – более грубая и «экстремальная» композиция, демонстрирующая переплетение обоих тенденций, наблюдается лавирование между характерными образцами европейского готического и симфонического металла и эстетикой «немецкого индастриала». В этом балансе и вырисовывается собственный творческий почерк.
Дихотомия «экстрима» и «традиции», «света и тьмы», «легкого полета» и «гнетущего подавления» определяют пространство данного альбома.
Анонсируя свой альбом, музыканты заявляют о том, что они вернулись к «готическому рок-н-роллу». О неправомерности применения в тяжелой музыке экстремальной формации слова «рок-н-ролл» мы говорить не будем. В конце концов, музыкантам видней, как называть свою музыку. При прослушивании альбома создается впечатление, что группа обратилась не столько к собственному «творческому» прошлому, сколько к многообразным историческим образцам рок-музыки. Однако нельзя не отметить, что в отдельных музыкальных фрагментах звучит «эстетика» классического рока, замешанная в гремучем котле атмосферного эпического металла. Эта «гремучая смесь», чувствуется в частности в композиции «I Am». Здесь явно слышатся рок-н-рольные нотки. Звучит смело, не совсем обычно и интересно, но в целом трек оставляет противоречивое впечатление.
Традиции «мрачного и сырого» дума также дали о себе знать на пластинке «Unberoken». В композиции «Kingdom», которая начинается очень тяжело и тягуче, монотонное быстрое повторение риффа создает ощущение нагнетания зла, но потом «мгла развеивается» путем сочетания двух вокальных манер и разбавления гнетущей атмосферы.
Монотонность, повторяемость и однообразие музыкального сопровождения в рамках одного трека – характерная черта альбома, которая проявляется во многих композициях и очень сильно бросается в глаза, а точнее в уши. Один и тот же достаточно простой музыкальный кусок порой звучит на протяжении всей песни. «Однообразие» заметно не столько в риффах, сколько как раз в электронном и оркестровом оформлении. Порой задумываешься о том, что лучше бы его вообще не было. В целом ничего критичного в этом нет, подобные принципы и приёмы используют многие музыканты в самых разных жанрах, но в данном случае общее впечатление несколько портится. От такой группы как «Crematory» хочется более интересных и многообразных музыкальных решений, объемного и разнопланового звучания.
А теперь альбом целиком.
Какой общий вывод можно сделать по альбому? Это обычный современный металлический альбом. Поводы для критики есть. Музыканты «Crematory» очевидно могут лучше, но, тем не менее, говорить о том, что группа совсем уж скатилась, тоже нельзя. На пластинке есть интересные композиции, группа продолжает движение в рамках сформированной за последние двадцать лет стилистики, сочетая актуальные тенденции современной тяжелой музыки с отсылками к музыкальному прошлому. Любители атмосферных «околоэкстремальных» вариаций металла вполне могут оценить и забрать некоторые песни себе в плейлист в зависимости от личных предпочтений.
P/S Данный обзор носит нейтральный характер. Автор излагает свой взгляд, не претендует на истину высшей инстанции, не стремиться навязать собственное мнение или оскорбить чей-то музыкальный вкус.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал.
Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы, чем музыковедение.