Наверное, сейчас, почти тридцать лет спустя, уже можно рассказать эту историю :)
Летом 1991-го года я поступал на истфак МГУ. А там в те времена были три вступительных экзамена - сочинение, иностранный язык и история (сколько сдают нынешние абитуриенты, не знаю).
В школе я учил немецкий язык, и у меня была по нему твердая пятерка. Но, начав ходить в последнем классе на подготовительные курсы, я быстро убедился в том, что языка не знаю вообще - куцый словарный запас, частые огрехи при склонении артиклей и режущие слух русицизмы при образовании глагольных форм прошедшего времени. На фоне товарищей по языковой группе - девочек из немецких спецшкол - я имел в высшей степени бледный вид, но какими-то титаническими усилиями к концу года удалось их догнать. Тем не мене экзамена по немецкому я опасался гораздо больше, нежели двух других.
И вот наступило 10-е июля 1991 года - день вступительного экзамена по языку. Пришел я туда с большим словарем и еще бóльшими опасениями в благополучном исходе дела.
В аудитории находились два экзаменатора и семь абитуриентов - один отвечает, шестеро готовятся. Когда зашел я, обнаружилась следующая ситуация:
- три человека из шестерых моментально ушли с двойками - не умели читать по-немецки;
- два человека задержались чуть дольше и ушли с тройками - читать умели, но этим их умения и исчерпывались;
- ещё один знал язык вполне прилично, но из-за того, что пятеро перед ним ушли так быстро, ему просто не хватило времени на подготовку. Его мурыжили минут двадцать (при норме десять минут на человека) и отпустили с четверкой. Он в итоге, к счастью, заслуженно поступил.
После него сел я и приготовился читать, переводить и пересказывать свой текст под названием "Das Trojanische Pferd" - "Троянский конь". И вот тут началось самое интересное.
Всех передо мной опрашивали два экзаменатора - женщина лет пятидесяти и мужчина слегка за тридцать. Но как только настала моя очередь, к мужчине подошел один из студентов, помогавших приемной комиссии, что-то сказал ему на ухо, и они оба быстро ушли.
Я прочел текст оставшейся в одиночестве даме. Она поставила на листочек перед собой маленькую пятерку, что меня очень окрылило. Перевел текст - вторая маленькая пятерка. Пересказал - третья маленькая пятерка. Дальше мы начали просто беседовать на разные темы на языке Гёте и Шиллера.
Так прошло минут десять. Вернулся мужчина, посмотрел на меня и задал женщине потрясающий вопрос - спросил тихо, шепотом, но я тем не менее услышал:
- Ну что, четыре ему ставим?
Вопрос был, конечно, логичным - он резонно рассудил, что если я продержался до его возвращения, значит, что-то знаю. Но блата у меня не было, поэтому пятерку ставить вроде как не обязательно :)
Однако я уже вошел во вкус - если до экзамена полагал четверку хорошим результатом, то уже в процессе возжелал большего. Женщина, надо отдать ей должное, показала ему листочек с маленькими пятерками, что заставило его задуматься. А я подумал, что мне тоже нужно что-то предпринять, и предпринял - уставился на него ясными глазами и простодушным тоном произнес:
- Meiner Meinung nach, ist die note fünf besser, als die note vier (на мой взгляд, оценка пять лучше, чем четыре).
В итоге положенные мне десять минут превратились в добрые полчаса, из которых первую десятиминутку я беседовал только с женщиной, вторую - только с мужчиной, а третью - с ними обоими.
Уже вернув мне экзаменационный лист с заработанной пятеркой, они спросили меня, какая теперь территория и численность населения в объединенной Германии - дело было в 1991 году, Берлинскую стену сломали меньше чем за год до этого. Я этих цифр не знал, в чем честно и признался. Так они мне любезно рассказали :)
Уезжая из универа домой, думал о том, что те шестеро, которые отвечали после меня, должны были бы скинуться мне на тортик - времени на подготовку у них было предостаточно :)
А вот о вопросе "ну что, четыре ему ставим?" старался не думать. Но не получалось...
"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.