Найти тему

Советская «игра ума», которая захватила мир

Тетрис: Советская «игра ума», которая захватила мир

Как и многие из величайших идей истории, тетрис возникла совершенно непреднамеренно.

Алексей Пажитнов был инженером-программистом в Советской Академии наук в Москве, ему было поручено тестировать компьютер нового типа, Electronika 60. Для этого он написал простую игру, основанную на головоломке из своего детства. Это помогло бы оценить, насколько мощным был компьютер - и доставить немного удовольствия.

Мало ли он знал, что получившаяся игра станет одной из величайших, самых захватывающих и самых успешных за все время.

Это было 6 июня 1984 года, и тетрис только что начал свое путешествие из-за железного занавеса.

-2

Тетрис - это игра-головоломка, в которой геометрические фигуры, называемые «тетромино», падают на игровое поле, и игрок должен расположить их так, чтобы они образовывали пропуски. Пажитнов черпал вдохновение в pentomino, классической игре-головоломке, состоящей из всех различных форм, которые можно создать, комбинируя пять квадратов - всего 12 - с целью разместить их в деревянном ящике, похожем на мозаику.

Чтобы упростить вещи, он выбил это до четырех квадратов, тем самым уменьшив количество фигур с 12 до семи. Он назвал игру тетрис, сочетающую в себе греческое число «тетра» (что означает четыре) и теннис, его любимый вид спорта.

Сам Пажитнов был немедленно зацеплен. «Я не мог удержаться от игры в эту прототипную версию, потому что было очень интересно собирать фигуры», - сказал он по телефону из Сиэтла, где он сейчас живет.

Но создать видеоигру в Советской России в разгар холодной войны было далеко не просто. Только благодаря самому блестящему дизайну тетрис превратился из необычной программы испытаний в мировое явление.

Из уст в уста

Хотя Tetris сразу стал популярным среди программистов, имеющих доступ к Electronika 60, машина не имела графических возможностей - и меньше памяти, чем современные калькуляторы. В ответ на просьбы о создании версии игры для IBM PC, более распространенного компьютера с улучшенной графикой, Пажитнов поручил эту работу 16-летнему студенту Вадиму Герасимову на летней работе в его офисе (сегодня инженер в Google). Игра распространилась быстро. «Это было похоже на лесной пожар. У всех в Советском Союзе, у которого был компьютер, был тетрис», - сказал Пажитнов.Пажитнов не зарабатывал на игре никаких денег и не собирался этого делать. Идеи принадлежали государству, и сама концепция продажи программного обеспечения как продукта была ему незнакома. Люди просто делились тетрисом из уст в уста и копировали его на дискеты.Затем Пажитнов услышал слухи о том, что игра могла пересекать границы и игралась в других странах Восточного блока. В 1986 году он получил сообщение через телекс - предшественника факсимильного аппарата - от Роберта Стейна, продавца из венгерской компании по разработке программного обеспечения под названием Andromeda. Штейн, который видел тетрис в Венгрии, хотел получить права продавать его как компьютерную игру на Западе. Он предложил значительные деньги заранее. Иллюзия контроля: почему мир полон кнопок, которые не работают«В то время мой английский был действительно плохим, поэтому я собрал какой-то положительный ответ, сказав, что мы были очень рады получить предложение и что какое-то соглашение может быть достигнуто», - сказал Пажитнов. Он знал, что ведение бизнеса напрямую с западной фирмой могло бы посадить его в тюрьму даже до того, как он заработал деньги, поэтому он начал расследовать, как он может продать права на тетрис через государство.Стейн, однако, интерпретировал свой ответ как зеленый свет и сразу же начал выпускать игру. Но когда он готовился к запуску, он получил еще один телекс от Elorg - сокращение от Electronorgtechnica, советской организации, которая курировала экспорт программного и аппаратного обеспечения. Он сказал, что права не были официально предоставлены и что его запуск был незаконным.В конце концов, Стейн освободил права, и Tetris был выпущен как коммерческое название для ПК в Великобритании и США в 1988 году. Игра воссоздала свое советское происхождение с помощью кремлевских иллюстраций и кириллических символов. Но недоразумение между Пажитновым и Стейном показало, насколько сложно было бы впервые экспортировать видеоигру из Советской России на Запад - проблема, которая привела к многим путаницам и судебным баталиям и даже по слухам приземлилась на стол советского лидера Михаила Горбачева.