Найти тему

Директор ялтинской гостиницы из-за режиссёра "Ассы" чуть не стал директором вытрезвителя в Норильске

Во время съёмок фильма "Асса" герой Станислава Говорухина Крымов жил со своей подругой Аликой в фешенебельной гостинице. События разворачивались в Ялте и здесь самым подходящим для такого персонажа вариантом жилья могла быть только легендарная "Ореанда". Но это в кино, а в жизни всё оказалось намного сложнее. Тогдашний директор гостиницы отказался пускать съёмочную группу на вверенную ему территорию.

Бананан и Алика, кадр из фильма "Асса"
Бананан и Алика, кадр из фильма "Асса"

Режиссёр Сергей Соловьёв вспоминал эту историю, как пример циничного мимикрирования закостеневшей советской системы под новые политические веяния. Ради того, чтобы разрешить ситуацию в пользу самого массового из искусств, он лично отправился на встречу с директором "Ореанды" , твердо решив, при необходимости, воспользоваться статусом члена Союза кинематографистов.

Сергей Соловёв и Бананан во время съёмок "Ассы"
Сергей Соловёв и Бананан во время съёмок "Ассы"

Тогда документ о принадлежности к этой организации говорил о многом и прежде всего о том, что человек представляет одну из наиболее прогрессивных общественных сил Перестройки. По крайней мере в своём Союзе они быстро и не церемонясь разобрались со всеми, кто олицетворял застойное прошлое, включая Сергея Бондарчука и Льва Кулиджанова.

Гостиница "Ореанда"
Гостиница "Ореанда"

В общем, в роскошные, на тот момент, помещения "Ореанды" входил эдакий кинематографический матрос Железняк в облике Сергея Соловьева. Правда, в данном случае он хотел лишь договориться. Всего-то и надо было, чтобы предоставили номер на период съёмок. Увы, директор продемонстрировал полное безразличие к творческому процессу и авторитету именитого режиссёра. Не подействовала даже отсылка к должности - секретаря Союза кинематографистов СССР, тирада гостя была хамски прервана:

  • Мне бы хотелось...
  • Не важно, что вам хотелось бы. Существует режим города Ялты. Существует режим этой гостиницы. Я вашему директору сказал ясно: в "Ореанде" вы снимать не будете. Зачем вы пришли?

Соловьёв пытался настаивать, дескать, нет таких режимов, которые не допускали бы исключений. Но ответ директора был еще неумолимее:

...В эту гостиницу вы войдёте только через мой труп.

Не сдавался и режиссёр:

Если вы настаиваете именно на этом, то будет труп...

Батальной сцены удалось избежать. А вот пыл Сергея Александровича остудить было трудно. Фактически срывались все планы, вполне реальным становился риск того, что зритель никогда не увидит культовой картины с культовыми Виктором Цоем и Борисом Гребенщиковым. В этом состоянии режиссёр и отправился на почту. Там он тоже представился по полной программе и попросил бланк для отправки телеграммы в ЦК КПСС.

Станислав Говорухин в роли Крымова
Станислав Говорухин в роли Крымова

Послание, впрочем, получилось не в телеграммном, а в несколько в ином жанре. Много слов, сложно подчиненных оборотов и главное пафос. Он сводился к привычному для советских времён стилю письма-обличения. Если коротко, то главное было противопоставить свои прогрессивные устремления разрушительным действиям ретрограда из системы советского Интуриста. Если длинно, то получалось что-то вроде: "В то время как весь советский народ, не покладая рук борется за перестроечные идеалы, нам кинематографистам, активно поддержавшим решения партии и правительства, всячески мешают..."

-5

По большому счету это был акт отчаяния. Не искушенному в партийных интригах режиссёру просто хотелось выпустить пар. Но результат превзошел ожидания. Уже на следующее утро к нему в номер постучал директор гостиницы "Украина", где проживала вся съёмочная группа, и вежливо попросил принять делегацию просителей - директора "Ореанды" и заведующего ялтинским "Интуристом". "В номер проникли две жалчайшие человеческие тени..." - вспоминает Сергей Соловьёв.

Виктор Цой "Мы ждём перемен"
Виктор Цой "Мы ждём перемен"

Его вчерашний оппонент был явно в другом образе и шепотом просил считать вчерашний разговор недоразумением: "Я имел в виду, что с нас сейчас тоже строго спрашивают". Было клятвенно обещано, что снимать Сергей Александрович сможет везде, где ему надо. В качестве искупающего вину бонуса предложили, нет, настаивали, переселить режиссёра тоже в "Ореанду". Причем, не потом, завтра или сегодня вечером, а сейчас, то есть, немедленно. Сергей Соловьёв вспоминает:

Мы вас очень просим. Мы вас прямо здесь вот будем ждать... - продолжали хором причитать "интуристовские" ходоки над моей кроватью.

Была только одна просьба: после завтрака (непременно в "Ореанде") позвонить в Москву в Госкомтуризм и лично сообщить его председателю о том, что конфликт улажен. Тот должен был отчитаться перед Горбачевым, иначе полетят головы с верху донизу. В этой истории заслуживает полного цитирования речь председателя. Сергей Соловьёв деликатно не называет его имени. Но это и так не трудно узнать. В то время на этой должности железной рукой правил некто Нордман Эдуард Болеславович, старый КГБист. Так вот он в пересказе режиссёра "Ассы" высказался следующим образом:

Прошу вас, - тоже уничижительно сказал мне в трубку начальник над интуристами. - если вы почувствуете хоть малейшую неискренность с их стороны, увидите, что они нечестно хотят исправить ошибку, а извиняются из-под палки, вот вам мой прямой телефон, вот домашний, звоните немедленно - выгоню всех на хрен в 24 часа. Вышибу из Ялты, будут у меня директорствовать, в норильском вытрезвителе...

Сам Нордман оставался на своей должности вплоть до декабря 2001 года. Что стало с ялтинскими товарищами установить сложно. Главное, что "Асса" была снята и на её сеансы воодушевлённо шла новая почти свободная молодёжь

Вот такая история и такие кинонюансы.